Министр КБР по профилактике экстремизма Залим Кашироков на пресс-конференции в Нальчике сообщил, что по решению республиканской антитеррористической комиссии в отношении 786 жителей Кабардино- Балкарии введена «адресная профилактическая работа», направленная на «недопущение их вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность»: «Это люди с конкретной судьбой, с конкретной историей вхождения в террористическую и экстремистскую деятельность. Это семьи этих людей, это близкие...»
Таким лицам оказывается консультативная помощь и поддержка в адаптации к условиям мирной жизни: «Если человек отбыл наказание, он чист. И наша задача — обеспечить соблюдение закона по его трудоустройству, решению социальных проблем, получению специальности, восстановлению на учебе и медицинскому обслуживанию. Быстрее адаптировать его к мирной жизни. Чтобы у него не было оснований вновь взять оружие и начать убивать людей».
344 из 786 отбыли сроки за совершение преступлений террористической направленности. 270 находятся на территории Кабардино-Балкарии, остальные выехали за ее пределы. 20 граждан из 344 вновь совершили преступления и отбывают наказание: «Но это не связано с экстремистской деятельностью. Это общеуголовные преступления: кражи, грабежи, разбои».
Говоря о рецидивной преступности в этой сфере, министр привел один факт: 27 февраля в микрорайоне Александровка в Нальчике в ходе контртеррористической операции были нейтрализованы три человека: «Один из них ранее отбывал наказание за экстремистскую деятельность С ним также проводились профилактические беседы, ему оказывалась помощь в трудоустройстве, лечении, но получилось так, что человек до конца не внял...»
Кашироков проинформировал о работе с участниками нападения на Нальчик 13 октября 2005: «Сегодня освободились и вернулись в республику 18 человек. С каждым и их семьями у нас налажен контакт. Они трудоустроены, живут обычной жизнью».
В Кабардино-Балкарии 250 вдов нейтрализованных членов НВФ и их пособников. 31 выехала за пределы КБР: кто- то за рубеж, кто-то в другие регионы России. С ними и с их детьми проводится профилактическая работа: «Лиц, выехавших в Сирию, 141 (эта цифра основана на возбужденных уголовных делах). С их семьями также проводится адресная профилактическая работа. Мы работаем также с теми, кто вернулся из зон вооруженных конфликтов за рубежом или пытался попасть туда, но не попал. Таковых 20 человек, некоторые не судимы, а получили предостережение прокуратуры».
На данный момент вернулись 7 несовершеннолетних из зоны конфликта в Сирии и Ираке: по два из Нальчика, Зольского и Эльбрусского районов, один — из Урванского района. Все они под опекой органов власти, трое воспитываются у опекунов.
По словам министра, в зонах конфликта в Сирии 60 несовершеннолетних лиц: кто-то приехал с родителями, кто-то родился там.
Кашироков рассказал о случаях выявления преступлений, совершенных в прошлые годы: «На днях было сообщение, что участник нападения на Нальчик обнаружен в самарской колонии. Человек отбывает наказание за преступление, а в рамках следственных мероприятий всплывают факты, которые человек скрывал. Тут срока давности нет... В таких случаях лучше уж самому явиться в органы правопорядка. У нас в 2018 два случая: человек отбыл наказание, а потом были выявлены иные факты».
Журналисты спросили об ощущении, что «идет ползучий ваххабизм»: «Их стало очень много, они контролируют некоторые отрасли. Пришел человек на работу устраиваться, его спрашивают: «Ты намаз делаешь? Нет? Ты свободен».
«Самое главное, чтобы религия не приобретала форму политики, не имела политических задач», — ответил Кашироков.
Шамиль Денгалов