Правительство КБР в своих от­четах использует термин «вало­вой внутренний продукт» (ВВП), что как минимум некорректно, так как это стоимость товаров и услуг, произведенных на террито­рии всей страны. А следовало бы применять термин «валовой ре­гиональный продукт» (ВРП).

По информации, представ­ленной правительством, по ито­гам 2019 ВРП составил 145 млрд руб. То есть по параметрам ВРП на душу населения (даже при значительном завышении пока­зателя) республика среди регио­нов РФ занимает одно из послед­них мест с конца-160 тыс. руб. на человека в год.

Очень полезно было бы про­анализировать структуру наше­го ВРП, посмотреть, сколько ма­териальных благ производится в разных сферах. Но, к сожалению, методика, применяемая госста­тистикой, не дает возможности представить четкую картину.

Однако все же можно сказать, что ВРП республики на треть опи­рается на производство, а на две трети - на услуги и торговлю. При этом значительный удельный вес торговли получен на фоне неу­клонного снижения удельного веса отраслей сферы производ­ства. Гордиться тут нечем, так как в структуре внутренней торговли очень много импорта - иностранная одежда, электроника, пред­меты быта...

Лидирующее место в структу­ре ВРП занимает доход от опера­ций с недвижимостью - комиссионная прибыль, доход от купли-продажи жилья, а также прибыль от сдачи недвижимости в арен­ду. В КБР много рантье, зараба­тывающих на сдаче в аренду сво­их квартир, переоборудованных в коммерческую недвижимость, помещений собственных торгово­развлекательных центров... Кто- то построил новые базы и тор­говые центры и сдал их в арен­ду продавцам - вот вам и прирост ВРП за счет высокой арендной платы. Арендодателю попасть в эту статистику намного проще, чем людям, которые что-то про­изводят или оказывают услуги.

При определении ВРП учиты­вается и то, что многие живут в собственных квартирах и домах. Государство учитывает вклад соб­ственников жилья в ВРП в виде рассчитанной по рыночным це­нам суммы их «арендных плате­жей» - предполагается, что соб­ственник платит арендную плату «самому себе». При этом ВРП мо­жет содержать и сумму расходов собственников жилья как «арендаторов», и сумму их доходов как «арендодателей». Поэтому не сто­ит удивляться, что доходы от не­движимости являются одними из главных в общем объеме ВРП.

Такая структурная составля­ющая, как строительство, тоже подвержена двойному пересче­ту. Сначала считают и включают в ВРП стоимость изготовленных на производстве окон, дверей и местных стройматериалов. За­тем в ВРП попадают со своей це­ной объекты завершенного стро­ительства.

Само собой разумеющееся - и манипуляции цифрами отчетов правительства КБР, связанных с бюджетом. Нередко такие отчеты заканчиваются реляциями типа: «Это позволит в текущем году на­править средства не на погаше­ние кредиторской задолженности, а на решение первоочередных со­циальных и экономических задач, обеспечивающих поступательный рост экономики в целом». О ка­ком росте экономики может идти речь, когда официально по рей­тингу Минэкономразвития РФ ре­спублика считается наиболее от­сталой, имеющей самый низкий уровень социальной ответствен­ности? Если в Москве среднеста­тистическая семья с двумя детьми после уплаты налоговых и нена­логовых платежей имеет доход 44 тыс. в месяц (в среднем по стране 32 тыс.), то в Кабар­дино-Балкарии этот показатель- минус 1200 руб. То есть каждая семья в КБР в результате деятель­ности правительства республи­ки теряет порядка 15 тыс. руб., не имея никаких перспектив в насто­ящем и будущем.

Происходит деградация реги­она, отставание от окружающе­го нас мира, разрушение социума и человеческого капитала, утра­та способности к существованию. Как результат - протестное поведение, особенно молодежи, вы­раженное в ее dress и face code и пока молчаливом несогласии с существующим положением ве­щей.

При этом федеральное прави­тельство оставило регионы один на один с майскими указами, воз­ложив на бюджеты неподъемные обязательства по повышению за­работных плат, не передав дополнительных средств, уменьшая с 2015 уровень дотаций. Сокраще­ние поступлений из федерально­го центра еще больше, чем в дру­гих регионах, ударило по положе­нию населения КБР из-за бездея­тельности правительства.

Впрочем, что-то в головах власть имущих зашевелилось, и правительство сделало ставку на социальный контракт - бед­ным дают деньги с условием вы­хода на стабильное получение дохода. Но существующие дан­ные свидетельствуют, что денег и на короткий период. Самая распространенная статья - ведение личного подсобного хо­зяйства (ЛПХ). Иными словами, бедным предлагается кормиться с огорода, или, как альтернатива,- на государственную соцпомощь, в том числе на помощь малоо­беспеченным семьям с дохода­ми ниже величины прожиточно­го минимума.

Высокие темпы роста потре­бительского кредитования де­монстрируют, что определенным категориям населения не хва­тает своих доходов для покры­тия текущих потребностей. Чтобы поддерживать прежний уровень жизни, люди вынуждены брать все больше и больше кредитов. Ситуация в республике сложи­лась тупиковая: фактически по­требление, которое наращивается за счет кредитов,- это в послед­нее время и есть почти весь при­рост экономики КБР.

Правительство республики, понимая, что дальше так жить нельзя, показательно сократило задолженность бюджета и даже представило его профицитным. В действительности, если посмо­треть на динамику бюджета в ре­альном выражении - в сопостави­мых ценах, оказывается, что его расходная часть регулярно и уже длительный период сокращает­ся, что интуитивно согласуется с ощущением пресловутого «денег нет». А в этом году, если все пой­дет по суровому плану Минфина, реальные расходы сожмутся еще, а доходы в обозримом будущем практически не вырастут.

О каком профиците на этом фоне вообще может идти речь?

Правительству КБР что-то ме­шает вывести точный процент зависимости республиканского бюджета от федерального (дотационности). Правительственный отчет преподносит цифру 37,7%. А простой арифметический рас­чет говорит об ином: 64,2%. Вот истинное положение вещей.

Пиком же лицемерия можно признать самопиар несуществую­щих достижений правительством КБР, которое отчиталось: «За до­стижение наилучших показате­лей деятельности органов исполнительной власти в 2019 году Ка­бардино-Балкария получит более 785 млн руб.». Среди показателей эффективности, составляющих основу формулы, по которой при­суждается данный грант, такие как: количество высокопроизво­дительных рабочих мест во вне­бюджетном секторе экономики; уровень реальной среднемесяч­ной заработной платы; уровень бедности; уровень доступности жилья... Вряд ли кто-то из феде­ралов в здравом уме (если толь­ко речь не идет о фальсификации из региона) стал бы приплачивать за показатели, характеризующие положение нашей республики как наиболее отсталой.

Печальным итогом продол­жающегося самопиара со сторо­ны правительства КБР в ближай­шие годы может стать продикто­ванное самой жизнью плановое увеличение бюджета республи­ки до 40 млрд рублей, заложен­ное в программу развития СКФО до 2024, которое с гордостью бу­дет преподнесено населению как очередная заслуга. При этом уро­вень дотационности без созда­ния новых рабочих мест, произ­водств, условий для увеличения собственной налогооблагаемой базы только возрастет.

 

Эльдар Мамхегов, кандидат экономических наук

 

"Газета Юга" 

 

 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
1237
Количество просмотров материалов
4914071