аналитика Ориентируясь в подаче материала на период XIX века, когда самобытные правила, средства межличностного общения были наиболее ярко представлены, мы вместе с тем пытались нарисовать картину современного состояния этого малоисследованного слоя адыгской культуры, проследить историческую судьбу отдельных стандартов коммуникации, в ряде случаев — прогнозировать их будущее. Но представленный материал даже по тематике не исчерпывает всего содержания анализируемой научной области и, следовательно, не может в сколько-нибудь полной мере отразить всё богатство традиционно-бытовой культуры общения адыгов. Достаточно сказать, что мы едва коснулись вопроса о застольном этикете, погребальном и свадебном обрядах, очень мало внимания уделено параязыку общения. Коротко говоря, перед читателем всего лишь опыт, причем первый опыт изучения национально-культурной специфики общения отдельно взятого этноса, своего рода введение в исследование такого типа. Поэтому мы нуждаемся в советах и указаниях специалистов и широкого круга читателей, в равной мере касающихся всех разделов книги, но особенно первого вводно-теоретического раздела. ![]() (по мотивам онлайн - дискуссии на Кавказском узле «Где границы свободы слова? Артемий Лебедев против черкесов…» 26 ноября 2020)
Начало инцидента с А. Лебедевым Скандальная ситуация А. Лебедева непосредственно связана с установкой памятника, который назывался «Монумент подвигу русских солдат». Ей предшествовала долгая непростая преамбула, так что незначительная фигура Артемия Лебедева – лишь крайнее звено в необозримо длинной цепи… Он лишь «грубо и зримо» перевел «тайное» в разряд «явного». Попытаемся рационализировать ситуацию. В сообщении администрации города Анапы по поводу установки памятника было указано: «В июне 1837 года русские солдаты и офицеры вели ожесточенный бой с горцами. Тогда от вражеской пули погиб поэт-декабрист Александр Бестужев-Марлинский». Таким образом, гибель поэта определенно ставится в зависимость от «горцев», с которыми русские солдаты вели ожесточенный бой. В рецензии анализируется труд, составителем которого является сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук А.С. Мирзоев. В настоящее издание вошли воспоминания, документы и переписка Е.Д. Налоевой — талантливого специалиста по социально-политической истории и этногенезу кабардинского (адыгского) феодализма. В книге, подготовленной ее учеником, рассказывается о сложных жизненных и научных перипетиях биографии Е.Д. Налоевой. Документы и личные воспоминания Е.Д. Налоевой являются важными историческими источниками для изучения истории страны, связанными с такими переломными ее вехами, как революция, коллективизация, создание в советский период новой гражданской общности и идентичности, политические репрессии 1930-х гг., формирование исторической памяти и исторической науки на Северном Кавказе. М.А. Хакуашева _______________________________________________________
![]() Мадина ХАКУАШЕВА
Благодарность моим единомышленникам Дорогие друзья! Я давно хотела выразить глубокую благодарность за моральную поддержку в моих публикациях! Меня беспокоит отсутствие обратной связи с вами. Но друзья и родственники присылают ваши комментарии, которые меня очень воодушевляют, они подтверждают и продолжают мои высказанные и невысказанные идеи и мысли. Не думаю, что я решилась бы публиковаться дальше, если бы не эта поддержка. Хочется каждому сказать отдельное «спасибо»! Несколько раз я была зарегистрирована в фейсбуке, но, зная себя, так и не решилась войти в соцсеть, боясь остаться фигурой виртуальной и ничего не успеть)))После первой регистрации я получила много посланий от единомышленников из многих стран (помню, даже из Аргентины, хотя у меня лишь одна подруга из дальнего зарубежья, и та местная), - они откликнулись на современные проблемы черкесов, которые я пыталась отразить в своих статьях. Среди них далеко не все являлись представителями черкесской диаспоры. Это говорит о том, что ситуация черкесов тревожит многих неравнодушных честных людей. ![]() Данная статья была написана полгода тому назад.
В центре Пятигорска высится монументальный памятник генералу А.П. Ермолову, его же именем названа центральная улица. Однако этого оказалось мало, и почитатели генерала решили тиражировать его памятники в других городах Северного Кавказа. Поэтому 3 октября 2018 года в Минеральных Водах в честь 130-летия со дня основания города был открыт еще один памятник генералу Ермолову. Помнится, упомянув половцев и печенегов в одном из недавних обращений, Путин приложил руку к рождению очередного мема. Порядком истомившиеся и заскучавшие под бременем «самоизоляционного» заточения люди тогда живо откликнулись на насыщенный разного рода семантическим содержанием речевой эпизод. А так как о летописных кочевниках вспомнилось в контексте всех донимающей «заразы», да к тому же в условиях нефтяного ценопада, то именно в отношении этих аспектов текущей повестки народная фантазия явила себя во всем неисчерпаемом многообразии. При этом значимый, а с учетом предопределенности долгосрочного воздействия, важнейший компонент сегодняшних политических перипетий связанных с конституционными поправками, несправедливо был обойден вниманием общественности. Оно и понятно – «половецкие пляски» не очень-то и годятся для объяснения импровизаций века двадцать первого. Однако, если присмотреться, то наше злободневье определенно находит рифмы к событиям того отдаленного времени. Чтобы удостовериться в небеспочвенности такого мнения для начала обратим взор на эпоху, подарившую истории столь колоритных номадов. К середине X века, когда в причерноморских степях прочно «обустроились» печенежские орды, к северу от них, вдоль «пути из Варяг в греки» протекали весьма нетривиальные процессы. Объявившиеся столетием ранее в этих местах скандинавы (фигурирующие в российском обиходе под маркером «варягов»), приступили к окончательному закреплению своей власти над славянским населением Восточно-Европейской равнины. В редакции интернет-журнала «Вдоль линии Кавказа» вышла статья «Постимперские комплексы и великорусские неврозы»: акробат пера из стен Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований». Обращаясь к историкам КБИГИ, анонимный автор прибегнул к интересной художественной метафоре: он привел в пример любопытное зоологическое наблюдение. Оказывается, один зверек - ласка обладает удивительным умением проникать в коровье стойло и беспрепятственно питаться молоком коровы, присасываясь к вымени. Дешифруя эту красноречивую аллегорию на чудеса природной изобретательности, следует пояснить, что автор имеет в виду следующее: некоторые историки (в первую очередь оппонент Т. Алоев), даром кормясь с рук гос. федерального бюджета, не оправдывают этих щедрот: пишут сомнительные статьи, отвечая кормильцам черной неблагодарностью. ![]() «Если вы переживаете зло происходящего и опасаетесь худшего, то вам скажут: «Таковы уроки истории. Этого требует эволюция». Не соглашайтесь, господа, с такой ученой трусостью. Она представляет собой больше, чем глупость, она является преступлением против разума». Шарль де Голль
Чему учат уроки истории?
Выступая с критикой на статью одного из сотрудников ИГИ КБНЦ РАН Т. Алоева, редакция интернет-журнала «Вдоль по линии Кавказа» выложила статью «Постимперские комплексы и великорусские неврозы»: акробат пера из стен Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований». В данной статье анонимный автор (возможно, г. Константин Скиба) называет современный антагонизм двух версий «Кавказской войной историографий». Одна из них - старая, уходит своими корнями в имперскую модель царской России Х1Х века; другая – новая - принадлежит ХХ1 веку. Возникшая оппозиция вряд ли явилась бы поводом для размышлений, даже несмотря на элементы вызова в адрес целого научного учреждения и нашего сотрудника. Важно, что она отражает ключевой, давно сформированный глубинный конфликт. |
лента новостей
посещаемость
|