Знаковым событием, кардинально повлиявшим на формирование и развитие исторического сознания адыгов, стала Кавказская война. Она разрушила устоявшийся традиционный мир адыгов. Разрушительная война тормозила социально-экономические процессы в адыгском обществе. Вместе с тем, военные действия, происходившие в Черкесии, оставили неизгладимый след в памяти народа. Создано много исторических и героических песен, изображавших действия народных масс, отражавших их сопротивление внешнему врагу. Для народа, долгое время не имевшего своей письменности, фольклор становился единственной возможностью сохранить память о прошедшей истории. В песнях, как правило, большое место занимали личности. Они были своеобразным мостом между прошлым и настоящим, играющим огромную роль в общественном сознании. Память о героях черкесы хранили свято. Песни были единственным средством передать свое имя потомству. Песни передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Но следует сказать, что певцы, воспевая героев, не употребляли грубых и неблагопристойных слов, хотя и передавали имена людей, достойных презрения. Поэтому певцы были очень осторожны. Каламбий (Адыль - Гирей Кешев) писал: «Черкесская песня, прельщаясь более всего земною славою, призывала к ней всех владевших конем и винтовкой, одаренных пылким умом и неугомонным честолюбием».
В статье анализируются проблемы перехода черкесских феодальных сословий на крестьянский комплекс вооружения в конце XVII – начале XIX вв. Выявлено, что принятие большинством черкесских феодалов комплекса вооружения, сформировавшегося либо адаптированного в крестьянской среде к определенным видам боевых действий, было обусловлено переходом значительного числа крестьян в сословия незнатных дворян, системой воспитания, имевшей межсословный характер, а также изменением вооружения и доспехов у потенциальных противников черкесов.