История господина А. Журавского имеет свою предысторию.
Время подтвердило непричастность г. Журавского к национальным языкам и литературам (которые, кстати, нигде в России больше не преподаются): Гос. Думой был проведен в третьем чтении «Закон о национальных языках», которые отныне будут иметь лишь статус факультативных (то есть необязательных) занятий. Мы уже были свидетелями подобного советского эксперимента, в результате которого поколения городских школьников, обученных по такому принципу, плохо знают или чаще вовсе не знают родные языки. Однако такое положение, похоже, вполне устраивает главного устроителя национальной политики самой многонациональной страны.
Похоже, аналогичную «информацию» мы имеем во многих других сферах национальных отношений.
Мы не будем рассматривать этическую составляющую (ввиду ее полного отсутствия) известного заявления Журавского о том, что «сирийские черкесы не подпадают под существующее в законодательстве РФ понятие «соотечественники».
При этом для Журавского неважно, что Россия в обозначенное им время (1817-1864 гг.) сама не имела прямого отношения к Северному Кавказу, так как не успела его колонизировать. Это примерно то же самое, что не принимать сегодня в Америку индейцев из других стран, утверждая, что они не имеют отношения к Америке, так как были депортированы во времена конкисты. Мы ограничимся лишь одним комментарием по поводу заявления о том, что махаджиры «не приняли российское подданство и сделали добровольный выбор покинуть регион после завершения военных действий в ходе Кавказской войны». Есть возможность прочесть любую из книг, (например, Н. Бэрзэдж «Изгнания черкесов» (Майкоп, 1996) или любую другую, в том числе рапорты русских генералов), посвященных этой теме, в любой из них можно найти ссылки на черкесскую трагедию. Впрочем, вряд ли «лучший специалист по национальным вопросам» заинтересуется этим.
Тогда можно задать другой вопрос: может ли назвать Директор Департамента межнациональных отношений какой-нибудь факт из мировой истории, когда 95 % населения разом «добровольно» покинуло бы родину?
Очевидно, г. Журавский «слегка» перепутал факт добровольного присоединении Кабарды к России в 1557 году с «добровольной» массовой депортацией адыгов в Турцию в 1864 году в результате Русско-Кавказской войны.
Впрочем, где-то на форумах мелькало слово «денонсация», и «добровольное присоединение адыгов к России» как будто бы оспаривалось все тем же г. А. Журавским. Как можно сомневаться, г. Журавский? Мы приглашаем Вас в Нальчик. Вы сами увидите весомое подтверждение этому замечательному факту: в центре Нальчика высится величественный женский монумент - это памятник Марии Темрюковне Идаровой, которая была второй женой Ивана Грозного. Факт присоединения, подкрепленного династическим браком.
Мы вынуждены напомнить г. Журавскому и о том, что ровно пять лет назад в Москве широко праздновалось 450-летие добровольного присоединения адыгов (черкесов) к России. Этот факт широко известен, чтобы требовались дополнительные доказательства. Если Вы попытаетесь оспаривать и его, то мы в свою очередь будем вынуждены напомнить другое: все расходы на эти торжества были выделены федеральным бюджетом. Неужели подобная сумма могла быть выделена на основании фикции? Подобным сомнением Вы поставите в неудобное положение федеральную бухгалтерию. Более того, в 2012 году планировались торжества в Москве в честь «455-летия со дня добровольного присоединения» черкесов к России, но в региональные министерства пришло из центра извещение о том, что некруглые юбилейные даты не отмечаются, отмечаются только круглые. Эти даты празднуются с 1957 года.
Некоторые российские политики и официальные эксперты отличаются удивительной изобретальностью в интепретации истории Северного Кавказа, например, 55 лет празднуют присоединение черкесов к России (а юбилеи отмечаются в самом центре Москвы), а когда речь идет о возвращении соотечественников, гибнущих на чужбине в разгар военных действий - оспаривают факт, который полвека ими же отмечался...
К серьезным утверждениям господина А. Журавского совершенно невозможно относится серьезно, - ни один постулат «специалиста по национальным вопросам» не имеет ничего общего с правдой и не выдерживает никакой критики.
Впрочем, г. Журавский пытается придать оптимистическую тональность этому вопросу, пытаясь внушить надежду на некий happy end, столь же иллюзорный, как его высказывания.
На самом деле, хотелось бы оптимистического, и главное, гуманного завершения истории с сирийскими черкесами, которая при всей своей прозрачности все ними не завершится...
источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика) Нальчик 2013 г.