Драма адыгского народа еще далеко не осознана в коллективном сознании адыгов.

Современные адыги, проживающие на исторической родине, занимают пять административно-терри­ториальных единиц: КБР, КЧР, Адыгея, Шапсугский рай­он, Маздокский район. Все зги территории разделены между собой, а районы относятся к разным республикам: КБР, КЧР, Адыгея - самостоятельные субъекты РФ, Шапсугский район относится к Краснодарскому краю, Моздокский - к Северной Осетии. (Мы уже говорили о том, что 90% адыгов проживают за пределами исторической родины на территории более пяти десятков государств). До Русско-Кавказской войны все адыгские субэтносы занимали единую территорию, и это давало возможность осознания целостности этноса.

Как бы повторяя раздробленную современную тер­риториальную модель, сознание адыгов больше не ассоци­ируется с единым народным образом. До сих пор многие кабардинцы, шапсуги, абадзехи и другие представители разных адыгских субэтносов убеждены, что между собой никак не связаны. Некоторые до сих пор не знают, что адыгов разделяет лишь территория. Много раз, знакомясь с соотечественниками, когда речь заходила о национальной принадлежности, они уточняли: «Я не кабардинец(ка), а черкес(шенка)». Что же произошло с исторической па­мятью?

Разделение на адыгейцев, кабардинцев и черкесов невольно или намеренно привело к совершенной путанице. Этнонима адыгейцы никогда не было, ныне оно объе­диняет несколько западно-адыгских субэтносов. «Новый» этноним совершенно произвольно основывается на эндо-этнониме адыги, так как сами себя называют все адыгские субэтносы. Название черкесы - общее для всех адыгов, оно включает 11 западных субэтносов и один восточный -кабардинцев. Давать же название «черкесы» адыгам, про­живающим в КЧР (они преимущественно - кабардинцы и бесленеевцы), совершенно неверно, ведь, как мы уже сказали, черкесы - общий экзоэтноним адыгов, именно так их издавна зовут во всем мире... Ошибочные этнонимы довершают объективное разъединение единого народа на уровне общественного сознания. Они приводят к искаже­нию национальной идентичности, давая неверные фраг­ментарные представления о собственном этносе. Си­туация усугубляется тем, что в советское время оказалась практически «стертой» информация о Русско-Кавказской войне. В результате несколько поколений адыгов выросло и сформировалось в духе абсолютного исторического ва­куума и изоляции.

Принцип порочной национальной политики ца­ризма стал перманентным и обрел устойчивый status quo: в эпоху столетней колониальной войны - предваряющая дискредитация северокавказских народов для оправдания их последующей колонизации, в советскую эпоху - поли­тика абсолютной информативной изоляции и утаивания, идеологических репрессий, которые сменили кровавый сталинский режим, в эпоху так называемой демократии продолжалась инерция замалчивания, что теперь, в затя­нувшийся период анархического капитализма, обернулось терроризмом и новыми войнами на территории Северного Кавказа. В преддверии Олимпиады мы наблюдаем новый этап усиления этой широкомасштабной информационной войны, главными задачами которой являются усилия по ликвидации следов Русско-Кавказской войны. Этой цели подчинены все средства, в том числе, грубая (и негрубая) фальсификация истории, замалчивание самого факта фи­зического существования современных адыгов (черкесов), а также, очевидно, целый набор изощренных методов, не­видимых для непосвященного глаза. Одним из них явля­ется использование ошибочных этнонимов. Ведь называя «осколки» одного этноса «разными народами» гораздо проще достичь желаемого результата. Именно эта задача осуществляется путем искажения этнонимов, нарушающих представление о реальной целостности адыгского этноса в сознании как самих адыгов, так и их широкого окружения. Таким образом, разъединение оказывается тотальным.

Перелом в сознании масс, ожидаемый после завер­шения колониальной войны, отозвался с вековым опозда­нием, а потому обрел особенно тяжелые деструктивные последствия. Но в целом верное историческое понимание не может быть достигнуто, пока нет ясного представления и знания о самих адыгах.

Для формирования адекватного представления об адыгском этносе, необходимо упразднить неправильные этнонимы, которые до сих пор дезинформируют в первую очередь самих адыгов. Следует незамедлительно вернуть старьте этнонимы, которые смогут правильно отражать истинную этническую структуру народа.

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.


 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
1145
Количество просмотров материалов
4018032