Обращения учителя кабардинского языка   МКОУ «Гимназия №14» Нальчика Марьям Баговой,  заявившая о давлении со стороны директора школы за свою принципиальную позицию в вопросе обучения родным языкам, вызвала огромный общественный резонанс. Публикацию на сайте правозащитного центра, в течение короткого времени посмотрело более 11000 человек.
5 июня в 14 школе состоялась встреча заместителя председателя координационного совета адыгских общественных объединений Муаеда Чеченова, руководителя общественного комитета «За мир и национальное согласие в КБР» Жантемира Губачикова и председателя правозащитного центра Валерия Хатажукова с директором МКОУ «Гимназия №14»  Риммой Жамбопровой и директором департамента образования г. Нальчика Эдуардом Бороковым. Представители общественности на встрече озвучили факты, изложенные в обращении Марям Баговой и предложили их немедленно устранить.
В сети опубликовано обращение в правозащитный центр   группы преподавателей МКОУ «Гимназия №14» в защиту директора школы. 
Публикуем обращение группы учителей школы №14 и комментарии Марьям Баговой к ней.
 ____________________________________________________
 вх.№054 от 08.06.2018
 
Председателю Кабардино-Балкарского
регионального правозащитного центра
В.Н. Хатажукову.
 
 
Комментарии к обращению Баговой М.А. в Региональный правозащитный центр, по пунктам:
 
1. На высказывание Баговой М.А. о том, что: «представители администрации зачитали какое то постановление»- дается следующее разъяснение: был зачитан протест прокуратуры на положение о языках (протест прилагается), где директора не было, т.к. она находилась в очередном трудовом отпуске.
 
2. Анкеты для заполнения обучающимися выдавались классному руководителю, выбор предмета (родной язык или краеведение) делался учениками самостоятельно и добровольно. Каждый сделал свой выбор в пользу того или иного предмета без принуждения.
 
3. Анкетирование проходило вместе с классным руководителем, присутствие учителей родных языков никто не запрещал, выбор был сделан самостоятельно. Этот процесс не считался бы Баговой М.А. изолированным, если бы учитель систематически находился на рабочем месте и имел более тесное общение со своими обучающимися. Выписка из приказа о предоставлении отпуска работнику без сохранения заработной платы:
с 10 ноября 2016 года по 30 декабря 2016 года
с 19 сентября 2017года по 21 октября 2017года
с 31 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года
с 1 марта 2017года по 31 марта 2017 года
 
4. Багова М.А. утверждает, что в связи с этим событием начался моральный террор по отношению к учителям кабардинского языка и литературы, также считает, что к ним придираются, делают замечания. Контроль за образовательным процессом, посещаемостью учителей, работающих в МКОУ «Гимназия №14» всех методических объединений, осуществлялся всегда, и требования, предъявляемые к учителям предметникам, одинаковы для всех. Именно благодарятакой системе организации учебного процесса гимназия достигла высоких результатов качества образования (школа дважды входила в состав топ 500 лучших школ России 2015-2016, 2016-2017). Ни один учитель кабардинского языка и литературы ни в чем не ущемлен, каждый занимается в кабинетах, отведенных завучами смены по расписанию. Кабинет кабардинского языка был переделан в кабинет технологии после плановой проверки Минобр КБР, которое рекомендовало создать оборудованный кабинет технологии по ФГОС (этот предмет является инвариантной частью учебного плана). В этом кабинете технические условия позволяли проводить уроки технологии, которые соответствовали бы реализации ФГОС:водопровод и канализация. Учителям кабардинского языка и литературы был полностью предоставлен методический кабинет, где они могли комфортно расположиться со своей методической литературой и пособиями (которые «пылятся в кладовке», по словам Баговой М.А.).
 
5. Вопрос объединения двух кафедр объясняется следующим образом: в марте 2018 года руководитель МО учителей кабардинского языка и литературы Табишева Д.М. написала заявление, в котором она просила директора снять с нее обязанности руководителя МО в связи с семейным положением. Вся кафедра кабардинского языка и литературы была приглашена к директору на совещание по этому вопросу. Жамборова Р.Х., рассмотрев заявление Табишевой Д.М., предложила руководство МО каждому члену кафедры. Никто из них не захотел возложить на себя обязанности руководителя МО. Поэтому Масаевой И.А. было предложено возглавить МО учителей кабардинского языка и литературы, ввиду того что предметы «Английский язык», «Кабардинский язык и литература» относятся к области «Филология». Никто из присутствующих, включая Багову М.А., не возражал. Кафедра не была расформирована, произошло объединение двух МО.
 
6. По вопросу конкурса «Адыгэнып», посвященный национальному адыгскому флагу, ситуация складывается следующим образом: директор Жамборова Р.Х. рекомендовала привести грамоты в надлежащий эстетический вид(они были написаны от руки синей ручкой, а не напечатаны). Учителя хотели наградить всехучастников конкурса, а директор предложила распределить места (1, 2, 3 и отметить номинации). Они согласились с этим решением, но не довели дело доконца.
 
7. Жамборова Р.Х. не давала распоряжения убрать из библиотеки книги на кабардинском языке. Никто их не загружал в машину и не вывозил. Данный факт подтверждается библиотекарем Жилясовой Л.Г. Сравнения с инквизицией и фашистским режимом, приводимые Баговой М.А., абсолютно неуместны. Более того, каждый учебник ремонтируется, подчищается, чтобы обеспечить максимальное количество учеников учебниками.
 
8. По поводу личного неприязненного отношения директора к учителю поясняем следующее: 2016 году Баговой М.А. и Кабардову А.К. (учителю истории) было предложено разработать программы по краеведению. При этом учитывался опыт, авторитет и заслуги Баговой М.А. в области родного языка и литературы. К сожалению, Багова М.А. не реализовала предоставленную ей возможность. Багова М.А. регулярно отсутствует во время учебного процесса и организуется замещение ее уроков. Любую критику в свой адрес воспринимает как личное оскорбление и мщение со стороны директора. В качестве альтернативной защиты использует Facebook и интернет.
 
Жамборова Р.Х. является директором ОУ №14 с 2013 года. Школа, находящаяся по словам Баговой М.А. «в моральном и психологическом разложении», достигла под руководством Жамборовой Р.Х. следующих результатов:
- школа дважды входила в состав топ 500 лучших школ России (период 2015- 2016,2016-2017) и в состав 100 лучших школ России;
- школа 4 года подряд является лучшей школой по иностранным языкам, твердо занимая по всем конкурсам первые позиции;
по итогам регионального этапа всероссийских олимпиад школьников занимает 1, 2-е места.
И так можно перечислять бесконечно.
 
В заключение хотелось бы написать о Жамборовой Р.Х. как о человеке, любящем свой народ, свою культуру, свой язык. По национальности она кабардинка, муж - кабардинец, сын, ученик 10 класса, посещает основную кабардинскую группу, и фраза, упомянутая Баговой М.А. «ее тошнит от кабардинского языка», не могла исходить из уст Жамборовой Р.Х. Человек «не кабардинской национальности» Жамборова Р.Х. была инициатором присвоения гимназии имени кабардинского просветителя Э.К.Кудашева. Она провела большую работу по установлению на здании гимназии мемориальной доски просветителю кабардинского народа. Римма Хажбулатовна собрала в актовом зале гимназии (на открытие мемориальной доски) работников гуманитарного института, людей, знающих и почитающих вклад Э.К.Кудашева в историю кабардинского народа, литераторов и кабардиноведов и почтили память Э.К.Кудашева. Присутствовавшие на этой встрече выразили огромную благодарность школе и лично Жамборовой Р.Х. Была установлена связь с родственниками Э.К.Кудашева в Канаде и Германии, которые написали директору благодарственное письмо за проведенное мероприятие.
 
Жамборова Р.Х.- человечный, отзывчивый, понимающий руководитель, который относится с большим уважениям к традициям и обычаям разных народов. Сплоченный педагогический коллектив МКОУ «Гимназия №14» относится с большим уважением к своему руководителю.
 
Многочисленные публикации Баговой М.А., не подтвержденные фактами, разлагают налаженный порядок в работе всего коллектива, и мы считаем, что публикации подобного характера ничто иное, как пиар, желание создать резонанс в обществе и подорвать мирную жизнь в нашей республике.
 
Мы выражаем свой протест по поводу необоснованной клеветы, оскорблений в адрес руководителя. В такой напряженной обстановке, которую провоцирует Багова М.А., работать очень трудно.
 
Подписи:
 
Масаева И.А. , учитель английского языка, руководитель методического объединения учителейанглийского языка, кабардинского языка и литературы
Жилясова М.Г. , педагог-библиотекарь
Пшукова В.А. , учитель кабардинского языка и литературы
Хацукова И.Х. , учитель английского языка
Озрокова А.А. , учитель английского языка
Сокурова И.Р., учитель английского языка
Хапаева Л.В., учитель английского языка
Елекова Р.А., учитель английского языка
Табишева Д.М., учитель кабардинского языка и литературы
Кушмизов Д.Р., учитель искусства
Гонокова Е.Б., учитель химии и биологии
Новохатько М.Э., учитель математики
Новохатько С.В., учитель физической культуры
Берова М.М., учитель математики
Мурачаева Д.Э., учитель начальных классов
Шапарова Ф.А., учитель биологии
Хахокова З.З., учитель математики
Климова Е.В., учитель информатики
Смелая Н.Т., учитель математики и информатики
Бариева Ф.А., учитель математики
Соблирова Д.М., учитель русского языка и литературы
Катинова Л.Т., учитель начальных классов
Кульбаева Т.А., учитель начальных классов
Газзаева А.Л., педагог-психолог
Кагазежева Л.С., учитель русского языка и литературы
Батырбекова М.К., учитель русского языка и литературы
Кимова Ж.А., учитель русского языка и литературы
Камергоева М.М., учитель начальных классов
Сохова Н.В., учитель начальных классов
Емузова Е.Б., зам. директора по УВР
Мизаушев  Л.Г., зам. директора по УВР
Гаджиева Л.А., учитель начальных классов
Газаева А.Х., учитель начальных классов
 
___________________________________________________________________
 
 
Комментарии М. Баговой  на обращение группы учителей МКОУ «Гимназия №14»
 
1. Директор Жамборова Р.Х. в то время была в отпуске, но когда убирали часы родных языков в 10-11 классах, она присутствовала. Без согласования директора школы в учебном заведении ничего не предпринимается.
 
2. Добровольного выбора ответов на анкеты на самом деле не было. Старшеклассники рассказывали, что учителя их сразу предупредили: в случае выбора родного языка им устроят экзамен, который они скорее всего не сдадут на положительную оценку. То, что директор проводила анкетирование она подтвердила в интервью изданию CaucasusTimes.
 
3. Анкетирование проходило без учителей родных языков, которых не поставили в известность.
В это время (декабрь 2017 года) я была в школе, но так же, как и другие учителя кабардинского и балкарского языков, ничего не знала.
 
4. Кабинет кабардинского языка действительно был переоборудован в кабинет технологии. Но взамен этому другого кабинета нам не выделили.
 
5. Под предлогом объединения филологических кафедр Жамборова Р.Х. почему-то объединила только кабардинскую и английскую, но при этом оставила балкарскую и русскую, которые тоже относятся к филологии. Откуда такая избирательность в отношении кабардинской кафедры? Заведование никому из учителей кабардинского языка и литературы не предлагалось.
 
6. Конкурсом «Адыгэнып» (адыгского флага) руководило жюри, состоящее из руководителя МО (метод. объединение) И.Р. Масаевой и библиотекаря-педагога Л.К. Балкаровой, которые распределили места. Но заполнить грамоты и придать им законченный вид обязаны были завучи и руководитель МО, но этого сделано не было.
 
7. Жилясова Л.Г. – новый сотрудник библиотеки. Она не была свидетелем списывания художественной литературы на адыг. языке. По просьбе старшего библиотекаря мы, учителя кабардинского языка, разобрали книги, выставленные в коридоре. Лично я часть из них отвезла сирийским репатриантам.
 
8. Мне никем не предлагалось составить рабочую программу по краеведению. На это предложение я бы не согласилась, так как краеведение шло взамен кабардинскому языку.
 
9. Школа безусловно имеет объективные заслуги. Но 14 гимназия прославилась благодаря бывшему директору Раисе Назировне Дакшоковой.
 
В высоком рейтинге школы большую роль сыграли и продолжают играть учителя, общий штат которых составляет 100 человек. Мной тоже была внесена своя лепта (см. приложение. 
 
Мы надеемся также, что кабардинский язык больше не будут ставить 7 уроком.
 
Что касается присвоения школе имени известного просветителя В.Н. Кудашева, то инициаторами были представители Института гуманитарных исследований (ИГИ КБНЦ РАН).
     
  
За период работы в данной гимназий (с 2012 г) вместе со своими учениками получила 45 дипломов, грамот, сертификатов на городских, республиканских и межрегиональных конкурсах.
 
 
Приложения:
 
 
 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
877
Количество просмотров материалов
2110554