ВЫПИСКА
из протокола № 2 заседания семинара «Комплексное изучение национальной литературы и фольклора Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН (28.06.2018 г.)
 
Тема: «XXI век: социально-политические процессы и проблема сохранения национальных культур и языков».
Руководитель семинара и докладчик – д. ф. н., ГНС сектора адыгского фольклора, член Союза писателей России А.М. Гутов.
Присутствовали – 41 человек, научные сотрудники различных секторов ИГИ КБНЦ РАН.
 
Выступили: Т. Х. Алоев – к. и. н., СНС сектора истории; А. С. Марзей – к. и. н., СНС сектора источниковедения; А. М. Гузиева – д. ф. н., зав. сектором карачаево-балкарскойлитературы; С. М. Алхасова – д. ф. н., ВНС сектора адыгской литературы; Х. Х. Малкондуев – д. ф. н., ВНС сектора карачаево-балкарского фольклора; Ф. Т. Узденова – к. ф. н., СНС сектора карачаево-балкарской литературы.
 
Участники семинара отмечают общую тенденцию на консолидацию российского общества как единого культурно-исторического, политического, экономического феномена. Вместе с тем как специалисты, причастные к истории культуры, мы знаем, что на каждом этапе своего развития общество не только что-то обретает, но невольно и утрачивает, чем вызвана наша тревога за судьбы национальных культур и языков. Учитывая печальную судьбу великого сообщества, каковым был Советский Союз, и причины, приведшие к его распаду, представляется очевидным, что от решения этих проблем зависят судьбы и народов, и государства в целом.
Революционный взрыв в области информационных технологий сделал особо актуальной проблему отношения к глобализации, унифицирующей многие сферы жизни общества и каждой личности. Реальной стала угроза поглощения им этнокультурной идентичности малочисленных народов, во многом определяющей жизнетворное многообразие всего человеческого сообщества. Приходится с горечью признавать, что некоторые влиятельные политические деятели готовы с легкостью прибегать к популистским средствам только ради достижения цели, нисколько не задумываясь ни о важности сохранения национальных языков и культур, ни о том, что поступательное ущемление интересов их носителей ведет к расшатыванию единства российского общества.
Факты свидетельствуют, что в течение всего постсоветского периода со стороны официальных властных структур хронически не достает внимания именно к тем областям культуры, которые более всего имеют отношение к полнокровному функционированию разноязычного населения России, в том числе и русского. Следствием этого стало чуть ли не полное забвение многих творческих коллективов, знаковых для национальной идентификации. Таковы, например, некогда бывшие известными на весь мир хор имени Пятницкого, Северный русский народный хор, ансамбль Игоря Моисеева и пр. Одни пребывают в упадке и остались на обочине внимания общества, иные и вовсе перестали существовать. Заполонившая пространство культуры масса деятелей эстрады, опирающаяся на стандарты безликой и бездуховной попсы, все более отчуждает общество чуть ли не от всех видов подлинного искусства и высокой культуры. В области литературы «свобода творчества» превратилась в отрицание подлинной духовности, в свое время создавшей всемирную славу отечественному словесному искусству.
В национально-государственных образованиях эти негативные явления ощущаются с особенной остротой. Вместо привычного ранее полноценного внимания со стороны государства многие творческие коллективы и художественно одаренные личности оказались в зависимости от пожертвований частных лиц: если есть в регионе щедрые и состоятельные меценаты или же полнокровные ресурсы для пополнения регионального бюджета, есть и национальное искусство, нет – и фактически не гарантируется само сохранение культуры. Совершенно очевидно, что это в корне порочно, так как в социальном государстве сфера национальной культуры и языка конституционно должна быть его прямой обязанностью.
Продолжением политики самоустранения, доходящей до полного нравственного кризиса является вынесенный на обсуждение в Госдуму РФ проект закона о преподавании языков народов РФ в общеобразовательной школе. Мы не беремся судить, искренне ли заблуждаются авторы этого законопроекта или же они на калькуляторах просчитали все возможные последствия и лукавят с расчетом. Но конечным результатом введения предлагаемого закона неминуемо станет значительное ослабление единства всего многонационального общества. Речь не о вероятных массовых акциях протеста, на которые измотанное российское общество сейчас просто неспособно. Если мы способны чему-либо научиться на примерах из истории собственной страны, авторам законопроекта должно быть понятно, что в СССР центробежные тенденции порождались не излишним вниманием к языкам и культурам населяющих его народов, а прежде всего излишней формализацией вкупе с «ручным» управлением из единого центра, в котором был провозглашен лозунг: чем скорее мы перейдем на один язык, тем скорее придем к коммунизму. Шагом в том же направлении стала официальная констатация на съездах КПСС числа лиц нерусской национальности, записавших родным языком русский. Это преподносилось как «достижение развитого социализма», а в реальности становилось причиной духовного неприятия политики центра и глубокое отчуждение:
если власть стремится меня обезличить, значит это не моя власть.
Участники семинара, в числе которых историки, филологи, политологи, со всей ясностью осознают также методологическую порочность системы обучения в начальной школе на неродном языке: всякий специалист в области психологии и детского восприятия знает, что это существенно влияет на весь познавательный процесс и непременно отразится на развитии интеллекта. Если даже это не будет иметь очевидных последствий, то для всего общества оно обернется исчезновением ныне функционирующих живых языков со своей выразительной системой в каждом из них. А это для человечества такая потеря, катализировать которую и антигуманно, и противоправно. При этом ссылки на пресловутое «пожелание родителей» – явный популизм, не имеющий ничего общего с научным подходом и апеллирующий к сознанию обывателя, итак запутавшегося в бытовых проблемах. Попытка же решить проблему административным путем – дело недальновидное и вредное.
С учетом вышеизложенного участники семинара однозначно оценивают нынешнее положение с государственной политикой в области национальной культуры требующим безотлагательного внимания со стороны как общественности, так и высшего руководства страны.
Названный законопроект внесен поспешно, непродуманно, и он способен значительно навредить не только в сфере образования, но, что еще важнее, и в плане политической стабильности в стране. Он требует более тщательного рассмотрения, изучения с участием максимально широкого круга специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и с использованием современных научных достижений и мировой практики.
Только такой подход обеспечит наиболее благоприятную перспективу подлинного единства всего российского общества.
 
Руководитель семинара                                                А. М. Гутов
 
Секретарь                                                                      Л. С. Хагожеева
 
 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
934
Количество просмотров материалов
2383496