Разделение современной России — широко известный факт. По вертикали она разделена на власть и народ, по горизонтали — Россию и Рашку (то есть понимающих и непонимающих социально-политические реалии России). Последний принцип разделения принадлежит, в частности, известному российскому аналитику Евгению Понасенкову, который активно «санирует» общественное сознание, прибегая к смелым нестандартным методам. Молодой аналитик, в частности,  - автор замечательной мысли о современном феномене атомизации российского общества, когда даже понятие «социальная группа» может употребляться с известной долей условности. Ему свойственны проницательный ироническо-сатирический взгляд, радикальная ревизия исторических мифов, которыми переполнена официальная историография РФ. Однако даже самые прогрессивные мыслители в лице Понасенкова, в свою очередь, не свободны от общих идеологем и штампов, которые оказываются «выжженными» в массовом сознании, как тавро.

Е. Понасенков называет себя «эволюционистом», то есть человеком, формирующим свои установки и взгляды в соответствии с законами поступательного развития (кого- и чего бы то ни было). Давайте на конкретном примере определим, насколько реально это самоопределение. Среди многих видео с его участием есть одно под названием «О бурятах...», в котором он делится своим «сильными» впечатлением от старой статьи, повествующей о том, что с середины 20-х годов, после Гражданской войны 60% населения бурят были поражены сифилисом, так как не знали гигиены, практиковали промискуитет и пр. В результате совместных действий русских и немецких врачей население Бурятии было спасено.

Ранее по мере увлеченного прослушивания выступлений аналитика автор данной статьи в полной мере оценил бескомпромиссность, независимость и честность позиции Понасенкова, остроту и ироничность ума. Итак, с точки зрения начального отношения к аналитику, горизонт наших ожиданий простирался достаточно далеко. Мы надеялись узнать нечто важное о причинах невыносимого положение бурят, степень общей деградации которых в 20-е годы едва ли не привела к их вымиранию... Но вместо этого услышали... едкий нескрываемый сарказм, граничащий с презрением. Автор «был потрясен, просыпался в холодном поту» переживая за бурят: «как бы мы жили без бурят? Без бурят не жизнь, а ад». «Что стало бы с мировой наукой и культурой? – далее вопрошал автор, –  закрылся бы Оксфорд, Ла-Скала перестала бы ласкать слух дивным бельканто (надо же, игровой метод Понасенкова включает даже использование паронимов!), прекратил бы свое существование институт Макса Планка, закрылись бы нью-йоркская биржа, парижские архивы,  Итон и Йель поросли бы высоким борщевиком» и прочие откровенные издевательства в подобном «веселом» ключе. Аналитик в начале видео обмолвился о мультикультурализме. Судя по фонтанированию сатирических импровизаций, говорить о равноценности разных культур с высоты его представлений не приходится. Выводы в результате прослушивания выступления напрашиваются самые незамысловатые и одиозные: культуры имеют иерархию, то есть, соответственно, подразделяются на «высшие, средние и низшие», и последние («низшие») не имеют шансов быть удостоенными внимания, по крайней мере со стороны самого Е. П. Воображение  слушателей домысливает вынесенное в подтекст, а именно, что «высшие» культуры имеют право (и даже порой обязаны) нивелировать и поглощать «низшие». То есть очередной раз  актуализируется хорошо известный нам всем имперский «закон джунглей». Ну чем не «эволюционный» подход?

Почему только эволюционист Понасенков не задался вопросом, чем же был вызван тяжелейший кризис, поразивший Бурятию в 20-е годы ХХ века? Где предтеча этого исторического эпизода?

Между тем, предтеча существовала. «В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ... 
Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации», - скупо говорится в одном из из официальных источников «История Бурятии. Официальный портал.  https://egov-buryatia.ru/about_republic/histrory/».

На самом деле речь идет о колонизации Сибирского ханства, (которое испокон веков относилось к монгольской культуре, образовавшей в 1206 году мощную Монгольскую империю).

«После нескольких тяжелых сражений с бурятами казакам удалось собрать ясак (дань) с ряда отдаленных западных улусов. Впоследствии это было подано как «добровольное» вступление в русское подданство бурят... С середины ХV11 до конца ХV111века происходит сопротивление бурят насильственному «добровольному вхождению» в состав России...» (evrobur. Levejournal...).

В результате колонизации Сибири впервые были завезены заболевания, к которым у местных жителей не было иммунитета. Так, в 1650 году 80% тунгусов и якутов умерли в результате эпидемии оспы. В ХV111 веке число коряков сократилось вдвое.

Советская модернизация довершила бедственное положение народов Сибири: детей стали насильно забирать в интернаты, ввели оседлый образ жизни, который обернулся тяжелыми социально-экономическими последствиями, так как тонкий плодородный слой почвы, дававший корм оленям (ягель) был уничтожен вследствие урбанизации, недопустимой в данных конкретных условиях. Традиционный, эволюционно укоренившийся, единственно приемлемый в суровых условиях кочевой образ жизни был разрушен. Результатом явилась полная дезадаптация, деморализация северных народов со всеми вытекающими последствиями. Настоящим бичом стал алкоголизм; проблема состояла в том, что у народов Сибири, традиционно не употреблявших алкоголь, в процессе филогенеза сформировался преимущественно «медленный» тип усвоения спирта в организме за счет носительства генной аллели ALDH2*2. Небольших доз хватало для алкогольного отравления. Длительная череда колониальных войн, насильственного изменения традиционного образа жизни привела к резкому сокращению коренных народов Сибири, которая до сегодняшнего дня так и не восстановилась. Например, «в настоящее время в Сибирском федеральном округе доля русских составляет 85%. Дальневосточный федеральный округ: 80% русских; якуты, буряты, тувинцы в общем составляют около 100 тыс. населения. ...История замалчивается. ...Поэтапно была уничтожена традиционная письменность — монгол бичич,.. большая часть бурят уже не помнит свой родной язык, продолжается территориальное разделение бурятской земли...» (там же). Таким образом, эпидемия сифилиса и крайне бедственное положение бурятов в середине 20-х годов ХХ века  - результат длительной поэтапной колонизации населения Сибири.

Понасенков апеллирует к фактам статьи, согласно которым бурят спасли русские и немецкие врачи. Но замалчивается причина национального бедствия бурят, инициатором которого в свое время выступило царское правительство. Прибегнув к милым сердцу Евгения рифмованным каламбурам, скажем, что на поверку он оказывается не эволюционистом, а банальным империалистом. И к тому же откровенным снобом. Если подобную позицию позволяет себе один из самых прогрессивных независимых российских аналитиков, то что же можно ожидать от других?.. Выхватывая из контекста древней, уникальной истории народов Сибири лишь драматические факты крайней деградации их культур в результате колониальной политики царской России, современные российские аналитики и политтехнологи таким образом оправдывают, легитимируют колонизацию Сибири и других многочисленных народов РФ с подобной драматической судьбой. Осуществляется циничная подмена: низкий уровень культуры  выдается не следствием колонизации, а ее причиной, которая «требует» «высокой» цивилизаторской миссии тех, кто призван нести «свет просвещения»: весьма узнаваемое, широко известное общее место колониальных режимов всех времен и народов! Благодаря подобным роликам, статьям,  историческим фальсификациям замыкается и стабильно удерживается старый порочный тип сознания, затяжная очевидная дегуманизация, дискредитация престижа РФ в глазах прогрессивной мировой общественности.  «Как мы знаем, Россия не поддержала Декларацию ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года, где обозначены основные постулаты прав человека» (evrobur. Levejournal...).

Комментарии, которые безмолвно ожидают от российских аналитиков многочисленные представители национальной интеллигенции нерусских народов РФ, касаются моральной оценки последствий колониального режима, убедительной ревизии искаженных фактов идеологизированной истории. Однако в общественном дискурсе самых разнообразных деятелей мы находим все что угодно, кроме этого.

Маленький ролик «Понасенков о бурятах...» оказывается весьма показательным, так как отчетливо высвечивает ключевые актуальные проблемы, например, удивительную ригидность старого, но устойчивого типа имперского сознания и отчасти объясняет методы его технической реализации.

 Поэтому считаем необходимым дополнить современное представление: кроме прочих разделений, ныне в пределах одной страны сосуществуют Россия-метрополия и Российская Федерация. Это разделение не территориальное, а ментальное. При этом наблюдается усиление, поляризации этих двух противоположных форм сознания: имперского и колониального, говоря условно. Данная диспозиция представляется нам одним из самых важных  противоречий, которое еще не нашло необходимого должного отражения. Несмотря на особую болезненность этой темы, она требует срочной «диагностики и лечения» именно в демократическом ключе.

Между тем, в этом направлении уже существуют позитивные процессы, убедительно демонстрирующие готовность услышать, например, позицию специалистов-лингвистов и общественных деятелей в отношении проблем родных языков КБР, которые были озвучены во время недавнего приезда В.В. Путина в конце 2019 года в республику. Пример подобного диалога весьма красноречив и несет в себе многообещающее прогрессивное зерно.

Другой важной приметой нового времени становится во многом стихийное, но динамичное формирование новой повестки народов РФ (в частности, в рамках образованного в 2018 году ДКНРФ), в центре которого стоят проблемы  реабилитации и народов РФ, в первую очередь, в отношении родных языков, истории и сознания. РФ — страна, издревле сформированная на на базе взаимодействия и аккультурации многих народов. Огромный,  еще дремлющий потенциал всех национальных культур РФ — бесценный резерв, который необходимо оберегать, сохранять и развивать, так как это — уникальное редкое богатство, основа единства нашей страны и ее будущего.

 

Хакуашева Мадина Андреевна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора кабардино-черкесской литературы Института гуманитарных исследований – филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН» (ИГИ КБНЦ РАН)


 

 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
1183
Количество просмотров материалов
4398642