аналитика

22-23 ноября 2013 года на базе Кубанского социально-экономического института состоялась Международная  научно-практическая конференция «Россия и Кавказ в пространстве единой Державы». В работе конференции приняли участие ученые вузов и научно-исследовательских институтов Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики, Республики Адыгеи, Дагестана, Абхазии, Ингушетии, Краснодарского и Ставропольского краев. В центре внимания участников и гостей конференции были проблемы, связанных с диалогом двух цивилизационных проектов России и Кавказа. Публикуем доклад участника конференции доктора филологических наук Мадины Хакуашевой.


Современные проблемы адыгского мира

 

Двадцатилетний постсоветский период негативно отразился на целостности единого культурного пространства России. Почти все бывшие советские республики и регионы оказались в изоляции. Этот факт способствовал образованию вакуума, который имеет тенденцию стремительно заполняться преимущественно дезинформацией, связанной, в том числе, с дискредитацией отдельных национальных культур и даже народов.

Какова же общая современная ситуация в адыгском мире?

1. Тотальная разрозненность. В настоящее время только 10 % адыгов проживает на исторической родине (адыги - эндоэтноним,  черкесы - экзоэтноним). Соответственно, 90% проживает в 56 странах.

При этом огромная черкесская диаспора, несмотря на полуторовековое сопротивление ассимиляции, тем не менее, постепенно утрачивает свой язык.

Что же происходит на исторической родине?

Адыги проживают в пяти разных республиках, (КБР, КЧР, Адыгея, Шапсугский район, Моздок – территория проживания моздокских кабардинцев, - до этого это была территория единого этномассива). Адыги территориально разделены, и это обусловливает значительный процент ассимиляции.

2. Процесс депопуляции. На примере КБР за период 2007–2011 гг. по данным МС официально (т.е. зарегистрировавшись) с территории республики убыло коренного населения – 29587 человек, а прибыло (также коренного населения) – 14922, т.е. убыло почти в 2 раза больше, чем прибыло, а в абсолютных цифрах убыль составила 14665 человек. Доля выехавших граждан, воз­растной ценз которых не достигает 40 лет, составляет – 59,6%, из них мужчин – 68,5%.

Между тем, официальная статистика не отражает реального по­ложения, так как мало кто из отъезжающих регистриру­ется.

В кафе

(основано на реальном событии)


Было уютно, как дома, когда зимним вечером за наш столик в литературном кафе в центре Москвы подсел современный прозаик, «настоящий классик», по определению Наташи. Он одновременно представлял классический типаж «народника»: невысокий, с небольшими голубыми глазами, очень натуральный, каким может выглядеть лишь истинный представитель demos. Наш непринужденный разговор коснулся российской истории, а затем как-то неуправляемо соскользнул с некой хрупкой грани и рухнул в топкую пучину истории кавказской войны. Я чувствовала, что продолжаю срываться, но не прекращала говорить. Я говорила, освобождая слоистые пласты боли, до сих пор немые и не вполне сознаваемые мной самой, открывая путь для хлынувшего «потока», вопреки обстоятельствам и здравому смыслу. Я сознательно и вместе с тем неуправляемо нарушала негласное табу, возможно, просто потому, что вышел его срок. Я впервые говорила после того, что прояснилось наконец для меня долгими бессонными ночами, – о том, что судьба не дается, нет, она неустанно рождается за обманчиво безмятежным течением будней в лоне непроницаемого мрака; я видела, как она сплетается тонкой паутиной, которая оказывалась на самом деле пульсирующей пуповиной между мной и народом; и невидимые вездесущие пауки сплетали тонкую, но удивительно прочную нить моей единственной судьбы, которая начинала светиться над бездной тонким одиноким лучом, обозначая путь от жизни к смерти, с которого я не могу никуда свернуть. Я говорила, что именно нам, нынешней интеллигенции, выпала участь набраться мужества, чтобы впервые взглянуть на страшное лицо прошлого, как бы от него не скрывались, как бы его не замалчивали, оно безмолвно требует от нас, чтобы мы признали его таким, каким оно есть и дали ему настоящее имя. Наше прошлое – это наша тень, или бельмо на глазу, – оно всегда с нами. Наше прошлое – это настоящее, ведь время – это замкнутый зеркальный лабиринт, в котором только каждый раз все снова и снова повторяется, многократно отраженное кривыми зеркалами. Наша сожженная история назойливо маячит перед нами и требует полного, честного разрешения, ведь она получала только разные клички, кому-то нужные, и никогда – настоящего честного имени. Я говорила, понимая всю нелепость происходящего, несмотря на то, что ненавидела собственный спонтанный душевный стриптиз. В моих угловатых фразах, приглушенных, почти афоничных от противного волнения, проскользнуло слово «геноцид». «Какой же геноцид, голубушка? – впервые доброжелательно спросил прозаик сквозь заросли густой светлой бороды, – геноцид – это когда уничтожается мирное население. А таких фактов не было». Я попыталась возражать, но поняла, что бесполезно: даже если бы я показала ему эти страшные документы, над которыми я ревела, забыв о стеснении, обо всем на свете, он мог бы заявить, что они – подделка. «Да царизм в то время спас Кавказ! И не только Кавказ», – продолжил он довольно уверенно и спокойно. Я молчала, не в силах выдавить из себя ни слова. «Если бы не царская Россия, вас бы сожрала Турция или Англия. Словом, кто-нибудь бы да съел. Я вас понимаю прекрасно, но ваш подход идеалистичен. Есть лишь суровая реальность, все остальное – лишь прекраснодушные разговоры».

Меня заволакивала какая-то знакомая липкая муть, – ощущение, появившееся не так давно: странная помесь бессилия, усталости и безнадежности. Я внезапно поняла, что прозаик говорит голосом большинства. «Все-таки зря вы затеяли этот разговор», – почти с досадой сказал писатель, сослался на неотложные дела, поцеловал мне руку, щеку моей подруги и исчез.

Драма адыгского народа еще далеко не осознана в коллективном сознании адыгов.

Современные адыги, проживающие на исторической родине, занимают пять административно-терри­ториальных единиц: КБР, КЧР, Адыгея, Шапсугский рай­он, Маздокский район. Все зги территории разделены между собой, а районы относятся к разным республикам: КБР, КЧР, Адыгея - самостоятельные субъекты РФ, Шапсугский район относится к Краснодарскому краю, Моздокский - к Северной Осетии. (Мы уже говорили о том, что 90% адыгов проживают за пределами исторической родины на территории более пяти десятков государств). До Русско-Кавказской войны все адыгские субэтносы занимали единую территорию, и это давало возможность осознания целостности этноса.

Как бы повторяя раздробленную современную тер­риториальную модель, сознание адыгов больше не ассоци­ируется с единым народным образом. До сих пор многие кабардинцы, шапсуги, абадзехи и другие представители разных адыгских субэтносов убеждены, что между собой никак не связаны. Некоторые до сих пор не знают, что адыгов разделяет лишь территория. Много раз, знакомясь с соотечественниками, когда речь заходила о национальной принадлежности, они уточняли: «Я не кабардинец(ка), а черкес(шенка)». Что же произошло с исторической па­мятью?

Разделение на адыгейцев, кабардинцев и черкесов невольно или намеренно привело к совершенной путанице. Этнонима адыгейцы никогда не было, ныне оно объе­диняет несколько западно-адыгских субэтносов. «Новый» этноним совершенно произвольно основывается на эндо-этнониме адыги, так как сами себя называют все адыгские субэтносы. Название черкесы - общее для всех адыгов, оно включает 11 западных субэтносов и один восточный -кабардинцев. Давать же название «черкесы» адыгам, про­живающим в КЧР (они преимущественно - кабардинцы и бесленеевцы), совершенно неверно, ведь, как мы уже сказали, черкесы - общий экзоэтноним адыгов, именно так их издавна зовут во всем мире... Ошибочные этнонимы довершают объективное разъединение единого народа на уровне общественного сознания. Они приводят к искаже­нию национальной идентичности, давая неверные фраг­ментарные представления о собственном этносе. Си­туация усугубляется тем, что в советское время оказалась практически «стертой» информация о Русско-Кавказской войне. В результате несколько поколений адыгов выросло и сформировалось в духе абсолютного исторического ва­куума и изоляции.

Принцип порочной национальной политики ца­ризма стал перманентным и обрел устойчивый status quo: в эпоху столетней колониальной войны - предваряющая дискредитация северокавказских народов для оправдания их последующей колонизации, в советскую эпоху - поли­тика абсолютной информативной изоляции и утаивания, идеологических репрессий, которые сменили кровавый сталинский режим, в эпоху так называемой демократии продолжалась инерция замалчивания, что теперь, в затя­нувшийся период анархического капитализма, обернулось терроризмом и новыми войнами на территории Северного Кавказа. В преддверии Олимпиады мы наблюдаем новый этап усиления этой широкомасштабной информационной войны, главными задачами которой являются усилия по ликвидации следов Русско-Кавказской войны. Этой цели подчинены все средства, в том числе, грубая (и негрубая) фальсификация истории, замалчивание самого факта фи­зического существования современных адыгов (черкесов), а также, очевидно, целый набор изощренных методов, не­видимых для непосвященного глаза. Одним из них явля­ется использование ошибочных этнонимов. Ведь называя «осколки» одного этноса «разными народами» гораздо проще достичь желаемого результата. Именно эта задача осуществляется путем искажения этнонимов, нарушающих представление о реальной целостности адыгского этноса в сознании как самих адыгов, так и их широкого окружения. Таким образом, разъединение оказывается тотальным.

Перелом в сознании масс, ожидаемый после завер­шения колониальной войны, отозвался с вековым опозда­нием, а потому обрел особенно тяжелые деструктивные последствия. Но в целом верное историческое понимание не может быть достигнуто, пока нет ясного представления и знания о самих адыгах.

Для формирования адекватного представления об адыгском этносе, необходимо упразднить неправильные этнонимы, которые до сих пор дезинформируют в первую очередь самих адыгов. Следует незамедлительно вернуть старьте этнонимы, которые смогут правильно отражать истинную этническую структуру народа.

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.


1. Факты. За период 2007-2011 гг. по данным МС официально (т.е. зарегистрировавшись) с территории КБР убыло коренного населения - 29587 человек, а прибыло (также коренного населения) - 14922, т.е. убыло почти в 2 раза больше, чем прибыло, а в абсолютных цифрах убыль составила 14665 человек. Доля выехавших граждан, воз­растной ценз которых не достигает 40 лет, составляет -59,6%, из них мужчин - 68,5%.

Официальная статистика не отражает реального по­ложения, так как мало кто из отъезжающих регистриру­ется.

Комментарии. При существующем положении КБР угрожает депопуляция.

 

2. Факты. Ныне молодым людям призывного воз­раста из республик Северного Кавказа не разрешается служить в рядах российской армии.

Комментарии. Это означает, что в случае военного конфликта молодые люди из республик Северного Кавказа не смогут быть мобилизованы, не будут представлены в рядах российской армии, будут реально отстранены от участия и решения стратегически важных задач по защите и охране родины, не смогут служить в МВД, ФСБ, не смогут быть зачислены на государственную службу (так как в гос. структурах могут служить лишь мужчины, прошедшие военную службу).

 

3. Факты. После отмены в российских паспортах графы «национальность» появились другие инициативы, связанные с упразднением границ между национальными республиками СКФО. Если эти «светлые перспективы» до сих пор непринужденно обсуждались в информативном иоле нашего отечества, то теперь уже они обсуждаются официально.

Комментарии. Стоит ли говорить о неминуемых ре­зультатах подобного «новаторства» для народов Северного Кавказа? В результате будет снято понятие национальных республик СК как таковых. Прекратиться финансирование всех сфер национальной культуры, языка, литературы и пр. Это приведет к стремительному нивелированию нацио­нальных идентичностей и культур Северного Кавказа.

 

4. Факты. Весьма показательна динамика «уреза­ния» мест для абитуриентов по кабардинскому языку и ли­тературе в КБГУ: 75 мест в 1970-1980 годы, 38 мест в 2012-2013 гг.

Российской Думой был принят в третьем чтении за­кон о превращении уроков по изучению национальных языков в факультативные (то есть необязательные), кото­рые будут посещаться лишь по желанию.

По всей территории РФ кроме русской, не препода­ются национальные литературы (собственно-националь­ные литературы преподаются в соответствующих респуб­ликах, например, осетинская - в Северной Осетии и т.п.)

Позитивным примером может служить открытие кафедры по изучению Северокавказских литератур в КБГУ.

Комментарии. Среди российского общества все эт­носы и их культуры могут оказаться «чужими», неизвест­ными, - их легко дискредитировать. Именно на такой почве формируется ксенофобия и межнациональные конфликты.

 

5. Факты. Ныне в России стало модным ставить памятники «славным героям» Русско-Кавказской войны.

 

В Лазаревске был воздвигнут памятник генералу Лазареву. Областной центр был тоже назван Лазаревен, район - Лазаревский. Героизм великого генерала заклю­чался в том, что он весьма удачно осуществил «зачистку» Шапсугии от шапсугов. Много раз по ночам памятник сно­сили местные жители-шапсуги. Однако памятник все-таки стоит. Возмущенные циничным произволом жители более двадцати лет безуспешно пытаются вернуть прежнее на­звание - Шапсугский район. В гос. архивах выросли тома писем, составленных на имена чиновников всех рангов и званий. Но Лазарев и Лазаревен непоколебимы.

Вскоре установили памятник другому великому ге­рою - генералу Ермолову. В Грозном. Правда, там уже па­мятник уже не сбрасывали - взрывали. Вскоре началась чеченская война. Но рьяные любители (возможно, они же заказчики) героических памятников не растерялись: поста­вили памятник великому сыну колониальной войны не где-нибудь, а в бывшей столице кабардинцев (раньше их назы­вали пятигорскими черкасами). Именно Ермолов был от­ветственен за их ликвидацию и его именем до сих пор пу­гают кабардинских детей. Большой, величественный гене­рал Ермолов возвышается в Пятигорске недалеко от цен­тральной улицы, названной также его именем.

А не так давно в Армавире был торжественно от­крыт памятник адмиралу Зассу. Адмирал прославился тем, что платил казакам за то, чтобы они отрезали головы уби­тых черкесов, которые накалывались по его приказу на шесты. Другие упакованные головы отвозились в Европу для «научных» нужд.

Комментарии. Кощунственное отношение к исто­рической памяти адыгов, демонстративное оскорбление их чувств и достоинства можно расценивать как продолжение курса колониальной идеологии, грубую провакацию, как возмутительное нарушение прав одного из субъектов Рос­сийской Федерации.

 

 

 

ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ

 

Представители адыгской интеллигенции всецело поддерживают идею целостности России и категорически отрицают любые попытки сепаратизма.

Но при этом возникает принципиальный вопрос: каким образом следует добиваться этой цели? Имея ее ввиду, огромное большинство представителей республик Северного Кавказа заинтересованы в образовании разно­национального единства.

Однако основной вектор современного политиче­ского курса на объединение России определенно направ­лен в сторону силового нивелирования национального компонента нацменьшинств. Это то, что мы наблюдаем в действительности и что идет вразрез официальным декла­рациям (в которых утверждается расцвет нац. культур).

Мы убеждены, что это - заведомо обреченный путь развития. Собственно, он практически невозможен. Более того, курс «на объединение» через нивелирование нацио­нального компонента следует рассматривать как один из главных факторов, нарушающий целостность России.

Процесс формирования наций - процесс перма­нентный, хоть и незаметный в силу своей чрезвычайной длительности. Но любые попытки силового воздействия на нивелирование или устранение национального элемента вызывают немедленное противодействие в той или иной форме, а при длительной дискриминации рано или поздно приводят к военному конфликту или гражданской войне. Это, как правило, случается в тех случаях, когда эволю­ционный процесс подменяется насильственным.

Мы полагаем, что одним из самых важных факто­ров, нарушающим целостность России, является порочная национальная политика. Сегодня «разрешить националь­ный конфликт» по-прежнему означает еще больше «закру­чивать гайки по усмирению», то есть усиливать дискрими­нацию нацменьшинств, пренебрегать их мнением, их го­лосом (реально, но не формально). И если до недавнего времени ситуация касалась лишь национальной дискрими­нации (постепенная потеря родного языка, письменности, культуры в целом, уничтожение подлинной истории и ис­торической памяти), то уже сейчас мы сталкиваемся с эле­ментарными нарушениями гражданских прав. Мы сталки­ваемся с многочисленными жертвами российских неона­цистов, которые убивают людей по одному лишь фенотипическому (то есть, внешнему) признаку, не встречая при этом серьезного сопротивления. При этом статистика этих потерь засекречена. Этот процесс носит столь откровен­ный провокационный характер, что вызвал целое протестное общественное движение русскоязычной молодежи, (так называемое «антифа»).

Мы убеждены, что представители народов СК вправе констатировать неудовлетворительный уровень деятельности официальных лиц, ответственных за нацио­нальную политику РФ, которую можно расценивать как несостоятельную, способствующую разъединению народов России.

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.

 


История господина А. Журавского имеет свою пре­дысторию.

Время подтвердило непричастность г. Журавского к национальным языкам и литературам (которые, кстати, ни­где в России больше не преподаются): Гос. Думой был проведен в третьем чтении «Закон о национальных язы­ках», которые отныне будут иметь лишь статус факультативных (то есть необязательных) занятий. Мы уже были свидетелями подобного советского эксперимента, в ре­зультате которого поколения городских школьников, обу­ченных по такому принципу, плохо знают или чаще вовсе не знают родные языки. Однако такое положение, похоже, вполне устраивает главного устроителя национальной по­литики самой многонациональной страны.

Похоже, аналогичную «информацию» мы имеем во многих других сферах национальных отношений.

Мы не будем рассматривать этическую составляю­щую (ввиду ее полного отсутствия) известного заявления Журавского о том, что «сирийские черкесы не подпадают под существующее в законодательстве РФ понятие «со­отечественники».

При этом для Журавского неважно, что Россия в обозначенное им время (1817-1864 гг.) сама не имела пря­мого отношения к Северному Кавказу, так как не успела его колонизировать. Это примерно то же самое, что не принимать сегодня в Америку индейцев из других стран, утверждая, что они не имеют отношения к Америке, так как были депортированы во времена конкисты. Мы огра­ничимся лишь одним комментарием по поводу заявления о том, что махаджиры «не приняли российское подданство и сделали добровольный выбор покинуть регион после за­вершения военных действий в ходе Кавказской войны». Есть возможность прочесть любую из книг, (например, Н. Бэрзэдж «Изгнания черкесов» (Майкоп, 1996) или любую другую, в том числе рапорты русских генералов), посвященных этой теме, в любой из них можно найти ссылки на черкесскую трагедию. Впрочем, вряд ли «луч­ший специалист по национальным вопросам» заинтересу­ется этим.

Тогда можно задать другой вопрос: может ли на­звать Директор Департамента межнациональных отношений какой-нибудь факт из мировой истории, когда 95 % населения разом «добровольно» покинуло бы родину?

Очевидно, г. Журавский «слегка» перепутал факт добровольного присоединении Кабарды к России в 1557 году с «добровольной» массовой депортацией адыгов в Турцию в 1864 году в результате Русско-Кавказской войны.

Впрочем, где-то на форумах мелькало слово «де­нонсация», и «добровольное присоединение адыгов к Рос­сии» как будто бы оспаривалось все тем же г. А. Журавским. Как можно сомневаться, г. Журавский? Мы пригла­шаем Вас в Нальчик. Вы сами увидите весомое подтвер­ждение этому замечательному факту: в центре Нальчика высится величественный женский монумент - это памят­ник Марии Темрюковне Идаровой, которая была второй женой Ивана Грозного. Факт присоединения, подкреплен­ного династическим браком.

Мы вынуждены напомнить г. Журавскому и о том, что ровно пять лет назад в Москве широко праздновалось 450-летие добровольного присоединения адыгов (черке­сов) к России. Этот факт широко известен, чтобы требова­лись дополнительные доказательства. Если Вы попытае­тесь оспаривать и его, то мы в свою очередь будем вынуж­дены напомнить другое: все расходы на эти торжества были выделены федеральным бюджетом. Неужели подоб­ная сумма могла быть выделена на основании фикции? Подобным сомнением Вы поставите в неудобное положе­ние федеральную бухгалтерию. Более того, в 2012 году планировались торжества в Москве в честь «455-летия со дня добровольного присоединения» черкесов к России, но в региональные министерства пришло из центра извеще­ние о том, что некруглые юбилейные даты не отмечаются, отмечаются только круглые. Эти даты празднуются с 1957 года.

Некоторые российские политики и официальные эксперты отличаются удивительной изобретальностью в интепретации истории Северного Кавказа, например, 55 лет празднуют присоединение черкесов к России (а юби­леи отмечаются в самом центре Москвы), а когда речь идет о возвращении соотечественников, гибнущих на чужбине в разгар военных действий - оспаривают факт, который пол­века ими же отмечался...

К серьезным утверждениям господина А. Журавского совершенно невозможно относится серьезно, - ни один постулат «специалиста по национальным вопросам» не имеет ничего общего с правдой и не выдерживает ника­кой критики.

Впрочем, г. Журавский пытается придать оптими­стическую тональность этому вопросу, пытаясь внушить надежду на некий happy end, столь же иллюзорный, как его высказывания.

На самом деле, хотелось бы оптимистического, и главное, гуманного завершения истории с сирийскими черкесами, которая при всей своей прозрачности все ними не завершится...

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.

 


В статье «Марков, Епифанцев...кто следующий?» авторская ирония оказалась не в силах скрыть предчувст­вия некой реальной неотвратимой закономерности. Сле­дующим стал Ткачев. Губернатор Краснодарского края бо­рется за его «чистоту», пытаясь сохранить не гигиену и порядок, - нет, он борется как встарь за «этническую чис­тоту». Каким образом? Все решается очень просто: ввести казачьи полицейские подразделения, которые будут «кон­тролировать» численность кавказцев, нежелательных в Краснодарском крае.

Губернатор почему-то не вспомнил о весьма дейст­венном методе изоляции неугодных инонациональных элементов, который всегда был широко распространен в мировой практике колонизаторов - резервации. Кажется весьма логичным, если последующим этапом действий Ткачев выберет этот популярный метод.

Почему кавзказцы не угодны Ткачеву? Как любой традиционный шовинист, российский губернатор необы­чайно целен и прост, и совсем не углубляется в какой бы то ни было анализ: плохие качества кавказцев, похоже, он приписывает им как органически присущие...

Понятен и другой мотив «крупного» новатора-Тка­чева: отвлечь внимание от реальных трагических проблем, - от затоплений Краснодарского края, которые многие суе­верные адыги объясняют по-своему, иррационально, даже сакрально... Или от кровавой резни, устроенной бандой Цапка в станице Кущевская.

Было бы гораздо более естественно выслушать ка­кие-то объяснения или комментарии по этим фактам, за которые глава края несет полную ответственность.

Последние несколько лет Интернет изобилует фаль­сифицированными заказными статьями, которые продол­жают множиться в геометрической прогрессии. Проводни­ками новых мифов порой выступают центральные газеты (например, одна из последних фальсификаций была опуб­ликована в «Литературной газете» (17-23 октября 2012 г., №41, С.З): статья Алексея Полубота «Насильственное бла­годеяние»), телеканалы...

Фальсификаторские перепевы заказных авторов, далеких от сути проблемы, подхватываются другими, еще менее компетентными, отчасти отрицаются третьими. Фальсификация фальсификаций... Их так много, что отве­чать на каждую нет никакой возможности. Впрочем, ответ вряд ли будет услышан. Важно запустить фальшивый «пробный шар», не имеющий никакого отношения к исто­рической правде, и повлиять на общественное мнение, на­правив его в сторону еще одного мифа. При этом ни газеты, ни каналы, ни заказчики не несут никакой ответственности за происходящее. Но кому нужна эта кампания? Зачем в этот неумолчный хор вступают новые голоса, которые всегда были бесконечно далеки от проб­лем черкесов, только сегодня о них услышали, но живо откликнулись? Очевидно, настали такие времена, когда можно заработать неплохие бонусы (и не только) заказным политикам и заказным ученым.

 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
729
Количество просмотров материалов
1184100