аналитика

Драма адыгского народа еще далеко не осознана в коллективном сознании адыгов.

Современные адыги, проживающие на исторической родине, занимают пять административно-терри­ториальных единиц: КБР, КЧР, Адыгея, Шапсугский рай­он, Маздокский район. Все зги территории разделены между собой, а районы относятся к разным республикам: КБР, КЧР, Адыгея - самостоятельные субъекты РФ, Шапсугский район относится к Краснодарскому краю, Моздокский - к Северной Осетии. (Мы уже говорили о том, что 90% адыгов проживают за пределами исторической родины на территории более пяти десятков государств). До Русско-Кавказской войны все адыгские субэтносы занимали единую территорию, и это давало возможность осознания целостности этноса.

Как бы повторяя раздробленную современную тер­риториальную модель, сознание адыгов больше не ассоци­ируется с единым народным образом. До сих пор многие кабардинцы, шапсуги, абадзехи и другие представители разных адыгских субэтносов убеждены, что между собой никак не связаны. Некоторые до сих пор не знают, что адыгов разделяет лишь территория. Много раз, знакомясь с соотечественниками, когда речь заходила о национальной принадлежности, они уточняли: «Я не кабардинец(ка), а черкес(шенка)». Что же произошло с исторической па­мятью?

Разделение на адыгейцев, кабардинцев и черкесов невольно или намеренно привело к совершенной путанице. Этнонима адыгейцы никогда не было, ныне оно объе­диняет несколько западно-адыгских субэтносов. «Новый» этноним совершенно произвольно основывается на эндо-этнониме адыги, так как сами себя называют все адыгские субэтносы. Название черкесы - общее для всех адыгов, оно включает 11 западных субэтносов и один восточный -кабардинцев. Давать же название «черкесы» адыгам, про­живающим в КЧР (они преимущественно - кабардинцы и бесленеевцы), совершенно неверно, ведь, как мы уже сказали, черкесы - общий экзоэтноним адыгов, именно так их издавна зовут во всем мире... Ошибочные этнонимы довершают объективное разъединение единого народа на уровне общественного сознания. Они приводят к искаже­нию национальной идентичности, давая неверные фраг­ментарные представления о собственном этносе. Си­туация усугубляется тем, что в советское время оказалась практически «стертой» информация о Русско-Кавказской войне. В результате несколько поколений адыгов выросло и сформировалось в духе абсолютного исторического ва­куума и изоляции.

Принцип порочной национальной политики ца­ризма стал перманентным и обрел устойчивый status quo: в эпоху столетней колониальной войны - предваряющая дискредитация северокавказских народов для оправдания их последующей колонизации, в советскую эпоху - поли­тика абсолютной информативной изоляции и утаивания, идеологических репрессий, которые сменили кровавый сталинский режим, в эпоху так называемой демократии продолжалась инерция замалчивания, что теперь, в затя­нувшийся период анархического капитализма, обернулось терроризмом и новыми войнами на территории Северного Кавказа. В преддверии Олимпиады мы наблюдаем новый этап усиления этой широкомасштабной информационной войны, главными задачами которой являются усилия по ликвидации следов Русско-Кавказской войны. Этой цели подчинены все средства, в том числе, грубая (и негрубая) фальсификация истории, замалчивание самого факта фи­зического существования современных адыгов (черкесов), а также, очевидно, целый набор изощренных методов, не­видимых для непосвященного глаза. Одним из них явля­ется использование ошибочных этнонимов. Ведь называя «осколки» одного этноса «разными народами» гораздо проще достичь желаемого результата. Именно эта задача осуществляется путем искажения этнонимов, нарушающих представление о реальной целостности адыгского этноса в сознании как самих адыгов, так и их широкого окружения. Таким образом, разъединение оказывается тотальным.

Перелом в сознании масс, ожидаемый после завер­шения колониальной войны, отозвался с вековым опозда­нием, а потому обрел особенно тяжелые деструктивные последствия. Но в целом верное историческое понимание не может быть достигнуто, пока нет ясного представления и знания о самих адыгах.

Для формирования адекватного представления об адыгском этносе, необходимо упразднить неправильные этнонимы, которые до сих пор дезинформируют в первую очередь самих адыгов. Следует незамедлительно вернуть старьте этнонимы, которые смогут правильно отражать истинную этническую структуру народа.

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.


1. Факты. За период 2007-2011 гг. по данным МС официально (т.е. зарегистрировавшись) с территории КБР убыло коренного населения - 29587 человек, а прибыло (также коренного населения) - 14922, т.е. убыло почти в 2 раза больше, чем прибыло, а в абсолютных цифрах убыль составила 14665 человек. Доля выехавших граждан, воз­растной ценз которых не достигает 40 лет, составляет -59,6%, из них мужчин - 68,5%.

Официальная статистика не отражает реального по­ложения, так как мало кто из отъезжающих регистриру­ется.

Комментарии. При существующем положении КБР угрожает депопуляция.

 

2. Факты. Ныне молодым людям призывного воз­раста из республик Северного Кавказа не разрешается служить в рядах российской армии.

Комментарии. Это означает, что в случае военного конфликта молодые люди из республик Северного Кавказа не смогут быть мобилизованы, не будут представлены в рядах российской армии, будут реально отстранены от участия и решения стратегически важных задач по защите и охране родины, не смогут служить в МВД, ФСБ, не смогут быть зачислены на государственную службу (так как в гос. структурах могут служить лишь мужчины, прошедшие военную службу).

 

3. Факты. После отмены в российских паспортах графы «национальность» появились другие инициативы, связанные с упразднением границ между национальными республиками СКФО. Если эти «светлые перспективы» до сих пор непринужденно обсуждались в информативном иоле нашего отечества, то теперь уже они обсуждаются официально.

Комментарии. Стоит ли говорить о неминуемых ре­зультатах подобного «новаторства» для народов Северного Кавказа? В результате будет снято понятие национальных республик СК как таковых. Прекратиться финансирование всех сфер национальной культуры, языка, литературы и пр. Это приведет к стремительному нивелированию нацио­нальных идентичностей и культур Северного Кавказа.

 

4. Факты. Весьма показательна динамика «уреза­ния» мест для абитуриентов по кабардинскому языку и ли­тературе в КБГУ: 75 мест в 1970-1980 годы, 38 мест в 2012-2013 гг.

Российской Думой был принят в третьем чтении за­кон о превращении уроков по изучению национальных языков в факультативные (то есть необязательные), кото­рые будут посещаться лишь по желанию.

По всей территории РФ кроме русской, не препода­ются национальные литературы (собственно-националь­ные литературы преподаются в соответствующих респуб­ликах, например, осетинская - в Северной Осетии и т.п.)

Позитивным примером может служить открытие кафедры по изучению Северокавказских литератур в КБГУ.

Комментарии. Среди российского общества все эт­носы и их культуры могут оказаться «чужими», неизвест­ными, - их легко дискредитировать. Именно на такой почве формируется ксенофобия и межнациональные конфликты.

 

5. Факты. Ныне в России стало модным ставить памятники «славным героям» Русско-Кавказской войны.

 

В Лазаревске был воздвигнут памятник генералу Лазареву. Областной центр был тоже назван Лазаревен, район - Лазаревский. Героизм великого генерала заклю­чался в том, что он весьма удачно осуществил «зачистку» Шапсугии от шапсугов. Много раз по ночам памятник сно­сили местные жители-шапсуги. Однако памятник все-таки стоит. Возмущенные циничным произволом жители более двадцати лет безуспешно пытаются вернуть прежнее на­звание - Шапсугский район. В гос. архивах выросли тома писем, составленных на имена чиновников всех рангов и званий. Но Лазарев и Лазаревен непоколебимы.

Вскоре установили памятник другому великому ге­рою - генералу Ермолову. В Грозном. Правда, там уже па­мятник уже не сбрасывали - взрывали. Вскоре началась чеченская война. Но рьяные любители (возможно, они же заказчики) героических памятников не растерялись: поста­вили памятник великому сыну колониальной войны не где-нибудь, а в бывшей столице кабардинцев (раньше их назы­вали пятигорскими черкасами). Именно Ермолов был от­ветственен за их ликвидацию и его именем до сих пор пу­гают кабардинских детей. Большой, величественный гене­рал Ермолов возвышается в Пятигорске недалеко от цен­тральной улицы, названной также его именем.

А не так давно в Армавире был торжественно от­крыт памятник адмиралу Зассу. Адмирал прославился тем, что платил казакам за то, чтобы они отрезали головы уби­тых черкесов, которые накалывались по его приказу на шесты. Другие упакованные головы отвозились в Европу для «научных» нужд.

Комментарии. Кощунственное отношение к исто­рической памяти адыгов, демонстративное оскорбление их чувств и достоинства можно расценивать как продолжение курса колониальной идеологии, грубую провакацию, как возмутительное нарушение прав одного из субъектов Рос­сийской Федерации.

 

 

 

ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ

 

Представители адыгской интеллигенции всецело поддерживают идею целостности России и категорически отрицают любые попытки сепаратизма.

Но при этом возникает принципиальный вопрос: каким образом следует добиваться этой цели? Имея ее ввиду, огромное большинство представителей республик Северного Кавказа заинтересованы в образовании разно­национального единства.

Однако основной вектор современного политиче­ского курса на объединение России определенно направ­лен в сторону силового нивелирования национального компонента нацменьшинств. Это то, что мы наблюдаем в действительности и что идет вразрез официальным декла­рациям (в которых утверждается расцвет нац. культур).

Мы убеждены, что это - заведомо обреченный путь развития. Собственно, он практически невозможен. Более того, курс «на объединение» через нивелирование нацио­нального компонента следует рассматривать как один из главных факторов, нарушающий целостность России.

Процесс формирования наций - процесс перма­нентный, хоть и незаметный в силу своей чрезвычайной длительности. Но любые попытки силового воздействия на нивелирование или устранение национального элемента вызывают немедленное противодействие в той или иной форме, а при длительной дискриминации рано или поздно приводят к военному конфликту или гражданской войне. Это, как правило, случается в тех случаях, когда эволю­ционный процесс подменяется насильственным.

Мы полагаем, что одним из самых важных факто­ров, нарушающим целостность России, является порочная национальная политика. Сегодня «разрешить националь­ный конфликт» по-прежнему означает еще больше «закру­чивать гайки по усмирению», то есть усиливать дискрими­нацию нацменьшинств, пренебрегать их мнением, их го­лосом (реально, но не формально). И если до недавнего времени ситуация касалась лишь национальной дискрими­нации (постепенная потеря родного языка, письменности, культуры в целом, уничтожение подлинной истории и ис­торической памяти), то уже сейчас мы сталкиваемся с эле­ментарными нарушениями гражданских прав. Мы сталки­ваемся с многочисленными жертвами российских неона­цистов, которые убивают людей по одному лишь фенотипическому (то есть, внешнему) признаку, не встречая при этом серьезного сопротивления. При этом статистика этих потерь засекречена. Этот процесс носит столь откровен­ный провокационный характер, что вызвал целое протестное общественное движение русскоязычной молодежи, (так называемое «антифа»).

Мы убеждены, что представители народов СК вправе констатировать неудовлетворительный уровень деятельности официальных лиц, ответственных за нацио­нальную политику РФ, которую можно расценивать как несостоятельную, способствующую разъединению народов России.

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.

 


История господина А. Журавского имеет свою пре­дысторию.

Время подтвердило непричастность г. Журавского к национальным языкам и литературам (которые, кстати, ни­где в России больше не преподаются): Гос. Думой был проведен в третьем чтении «Закон о национальных язы­ках», которые отныне будут иметь лишь статус факультативных (то есть необязательных) занятий. Мы уже были свидетелями подобного советского эксперимента, в ре­зультате которого поколения городских школьников, обу­ченных по такому принципу, плохо знают или чаще вовсе не знают родные языки. Однако такое положение, похоже, вполне устраивает главного устроителя национальной по­литики самой многонациональной страны.

Похоже, аналогичную «информацию» мы имеем во многих других сферах национальных отношений.

Мы не будем рассматривать этическую составляю­щую (ввиду ее полного отсутствия) известного заявления Журавского о том, что «сирийские черкесы не подпадают под существующее в законодательстве РФ понятие «со­отечественники».

При этом для Журавского неважно, что Россия в обозначенное им время (1817-1864 гг.) сама не имела пря­мого отношения к Северному Кавказу, так как не успела его колонизировать. Это примерно то же самое, что не принимать сегодня в Америку индейцев из других стран, утверждая, что они не имеют отношения к Америке, так как были депортированы во времена конкисты. Мы огра­ничимся лишь одним комментарием по поводу заявления о том, что махаджиры «не приняли российское подданство и сделали добровольный выбор покинуть регион после за­вершения военных действий в ходе Кавказской войны». Есть возможность прочесть любую из книг, (например, Н. Бэрзэдж «Изгнания черкесов» (Майкоп, 1996) или любую другую, в том числе рапорты русских генералов), посвященных этой теме, в любой из них можно найти ссылки на черкесскую трагедию. Впрочем, вряд ли «луч­ший специалист по национальным вопросам» заинтересу­ется этим.

Тогда можно задать другой вопрос: может ли на­звать Директор Департамента межнациональных отношений какой-нибудь факт из мировой истории, когда 95 % населения разом «добровольно» покинуло бы родину?

Очевидно, г. Журавский «слегка» перепутал факт добровольного присоединении Кабарды к России в 1557 году с «добровольной» массовой депортацией адыгов в Турцию в 1864 году в результате Русско-Кавказской войны.

Впрочем, где-то на форумах мелькало слово «де­нонсация», и «добровольное присоединение адыгов к Рос­сии» как будто бы оспаривалось все тем же г. А. Журавским. Как можно сомневаться, г. Журавский? Мы пригла­шаем Вас в Нальчик. Вы сами увидите весомое подтвер­ждение этому замечательному факту: в центре Нальчика высится величественный женский монумент - это памят­ник Марии Темрюковне Идаровой, которая была второй женой Ивана Грозного. Факт присоединения, подкреплен­ного династическим браком.

Мы вынуждены напомнить г. Журавскому и о том, что ровно пять лет назад в Москве широко праздновалось 450-летие добровольного присоединения адыгов (черке­сов) к России. Этот факт широко известен, чтобы требова­лись дополнительные доказательства. Если Вы попытае­тесь оспаривать и его, то мы в свою очередь будем вынуж­дены напомнить другое: все расходы на эти торжества были выделены федеральным бюджетом. Неужели подоб­ная сумма могла быть выделена на основании фикции? Подобным сомнением Вы поставите в неудобное положе­ние федеральную бухгалтерию. Более того, в 2012 году планировались торжества в Москве в честь «455-летия со дня добровольного присоединения» черкесов к России, но в региональные министерства пришло из центра извеще­ние о том, что некруглые юбилейные даты не отмечаются, отмечаются только круглые. Эти даты празднуются с 1957 года.

Некоторые российские политики и официальные эксперты отличаются удивительной изобретальностью в интепретации истории Северного Кавказа, например, 55 лет празднуют присоединение черкесов к России (а юби­леи отмечаются в самом центре Москвы), а когда речь идет о возвращении соотечественников, гибнущих на чужбине в разгар военных действий - оспаривают факт, который пол­века ими же отмечался...

К серьезным утверждениям господина А. Журавского совершенно невозможно относится серьезно, - ни один постулат «специалиста по национальным вопросам» не имеет ничего общего с правдой и не выдерживает ника­кой критики.

Впрочем, г. Журавский пытается придать оптими­стическую тональность этому вопросу, пытаясь внушить надежду на некий happy end, столь же иллюзорный, как его высказывания.

На самом деле, хотелось бы оптимистического, и главное, гуманного завершения истории с сирийскими черкесами, которая при всей своей прозрачности все ними не завершится...

 

источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика)  Нальчик 2013 г.

 


В статье «Марков, Епифанцев...кто следующий?» авторская ирония оказалась не в силах скрыть предчувст­вия некой реальной неотвратимой закономерности. Сле­дующим стал Ткачев. Губернатор Краснодарского края бо­рется за его «чистоту», пытаясь сохранить не гигиену и порядок, - нет, он борется как встарь за «этническую чис­тоту». Каким образом? Все решается очень просто: ввести казачьи полицейские подразделения, которые будут «кон­тролировать» численность кавказцев, нежелательных в Краснодарском крае.

Губернатор почему-то не вспомнил о весьма дейст­венном методе изоляции неугодных инонациональных элементов, который всегда был широко распространен в мировой практике колонизаторов - резервации. Кажется весьма логичным, если последующим этапом действий Ткачев выберет этот популярный метод.

Почему кавзказцы не угодны Ткачеву? Как любой традиционный шовинист, российский губернатор необы­чайно целен и прост, и совсем не углубляется в какой бы то ни было анализ: плохие качества кавказцев, похоже, он приписывает им как органически присущие...

Понятен и другой мотив «крупного» новатора-Тка­чева: отвлечь внимание от реальных трагических проблем, - от затоплений Краснодарского края, которые многие суе­верные адыги объясняют по-своему, иррационально, даже сакрально... Или от кровавой резни, устроенной бандой Цапка в станице Кущевская.

Было бы гораздо более естественно выслушать ка­кие-то объяснения или комментарии по этим фактам, за которые глава края несет полную ответственность.

Последние несколько лет Интернет изобилует фаль­сифицированными заказными статьями, которые продол­жают множиться в геометрической прогрессии. Проводни­ками новых мифов порой выступают центральные газеты (например, одна из последних фальсификаций была опуб­ликована в «Литературной газете» (17-23 октября 2012 г., №41, С.З): статья Алексея Полубота «Насильственное бла­годеяние»), телеканалы...

Фальсификаторские перепевы заказных авторов, далеких от сути проблемы, подхватываются другими, еще менее компетентными, отчасти отрицаются третьими. Фальсификация фальсификаций... Их так много, что отве­чать на каждую нет никакой возможности. Впрочем, ответ вряд ли будет услышан. Важно запустить фальшивый «пробный шар», не имеющий никакого отношения к исто­рической правде, и повлиять на общественное мнение, на­правив его в сторону еще одного мифа. При этом ни газеты, ни каналы, ни заказчики не несут никакой ответственности за происходящее. Но кому нужна эта кампания? Зачем в этот неумолчный хор вступают новые голоса, которые всегда были бесконечно далеки от проб­лем черкесов, только сегодня о них услышали, но живо откликнулись? Очевидно, настали такие времена, когда можно заработать неплохие бонусы (и не только) заказным политикам и заказным ученым.

Уважаемый господин С. Марков, искренне стараясь добиться блага для России, сам того не желая, работает ей во вред, так как путает причинно-следственные связи. Давайте по порядку. «Черкесский вопрос раскручивается искусственно», - пишет он. На каком основании, позвольте спросить, ему впору искусственно раскручиваться? Уж не потому ли, что 99 % адыгского населения просто физически выживает и ему меньше всего приходит в голову систематически заниматься политикой? Или он имеет в виду экстремистов и врагов народа, коих по его представлению – большинство? В конце концов, паранойя с врагами народа и «кровавыми мальчиками» – шутка, которая так затянулась, что в нее может поверить лишь действительно невменяемая часть населения. Ныне осужденная и проклятая, паранойя эта с бесконечными «врагами», как ни странно, все еще находит своих последователей. Но самое интересное, что это порой приносит результаты. Мы, таким образом, являемся свидетелями великой силы инерции.

Тумов   М.М., председатель  колхоза  « Чегем «  1977-1994 г.г.

В   Правительство   КБР    поступил проект  решения (концепции)   Общественного   совета   при  Главе  республики   об   организации и проведения   Земельной   реформы   в  КБР.   Хотя   в  концепции    сказано   об   объективном    и   широком   освещении   его в  СМИ,   что-то  не  было  заметно   ничего  подобного   за  прошедшие   с  тех  пор   три  месяца.   Между   тем  нельзя  согласиться со всеми положениями концепции. К примеру, я не могу согласиться с основополагающим положением, по которому  земля   выделяется    каждому,   кто  постоянно   проживает  в  сельской  местности.

15-20  лет  назад    в СССР, в том числе  в  КБАССР, функционировали  колхозы, за которыми по существовавшей тогда Конституции     земля (пашня)   была закреплена   за  ними  навечно. Подчеркиваю,  навечно. Да,   сегодня   в   КБР  колхозов  за  исключением   2-3  хозяйств (Екатериноградская,  Новоивановка..) нет,    но    остались    села   и  бывшие колхозники (увы, не все),  у  которых   незаконно отобрали    пашню.     И    если   кто-то    вероломно   расправился    с   государственным «навечно» и  с  самим   колхозом,    в   чем    вина    этих    людей   сегодня?     Неужели  мы   обречены    продолжить   чью  - то   ошибочную линию    сегодня   при  реформе,  когда   есть  ещё возможность   этого  не  делать?.   Реформа    начиналась    и  была   проведена  во  всех  сферах   экономики   и   каждый   на  своем   месте   получил    свою   долю   из     коллективной   собственности.    Колхозник,   как  и  любой   гражданин   России,   имел   такое   право   и    это  право   распространялось  в  первую  очередь  на   пахотную   землю   и     общеколхозные   основные   фонды,    заработанные  многими   поколениями   колхозников.    И  там,   и  там   он  имел  свои   законные   доли,   которые  должен    был  получить  при  реформе.   Что  получается  сегодня ?.

 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
828
Количество просмотров материалов
1926950