аналитика

Тема мухаджирства в художественной традиции адыгов-черкесов возникла, как отражение сложнейших историко-культурных процессов, происходивших в жизни адыгского этноса в период Кавказской войны и после нее

Кавказская война оставила неизгладимый след в духовной и исторической памяти адыгского этноса. Мы разделяем мнение исследователей, считающих что до настоящего времени еще не выработана полная историческая концепция изучения трагической истории адыгов. Это. во многом, обусловлено длительным идеологическим запретом на сбор и анализ исторических фактов и документов так или иначе проливающих свет на события Кавказской войны и последовавшего за ней - исхода адыгов с исторической родины Возрождение адыгского этноса начавшееся зримо в период «оттепели» - в середине XX столетия имело своим прямым следствием попытки исследователей, мастеров художественного слова не переосмыслить, а восстановить подлинную историю своего народа Установление даже самых первых контактов с диаспорой открыло богатейший, ранее находившийся «под запретом» исторический литературно-художественный материал. Мухаджирство. как нравственно-философское историко-культурное содержание адыгского исхода - стало смысловым стержнем в самоидентификации народа, значительная часть которого оказалась за пределами своих исторических земель Именно интерес к истории и художественной поэтике мухаджирства приоткрыл многим исследователям тайны народной истории.

 Тема этой книги несколько шире той, что обозна­чена в названии. В ней рассматриваются некоторые факты, выходящие за рамки собственно этикетного поведения, но в то же время включенные в фонд тра­диционно-бытовой культуры общения этноса.

Ориентируясь в подаче материала на период XIX века, когда самобытные правила, средства меж­личностного общения были наиболее ярко представ­лены, мы вместе с тем пытались нарисовать картину современного состояния этого малоисследованного слоя адыгской культуры, проследить историческую судьбу отдельных стандартов коммуникации, в ряде случаев — прогнозировать их будущее. Но представ­ленный материал даже по тематике не исчерпывает всего содержания анализируемой научной области и, следовательно, не может в сколько-нибудь полной мере отразить всё богатство традиционно-бытовой культуры общения адыгов. Достаточно сказать, что мы едва коснулись вопроса о застольном этикете, по­гребальном и свадебном обрядах, очень мало внима­ния уделено параязыку общения. Коротко говоря, перед читателем всего лишь опыт, причем первый опыт изучения национально-культурной специфики общения отдельно взятого этноса, своего рода вве­дение в исследование такого типа. Поэтому мы нуж­даемся в советах и указаниях специалистов и широ­кого круга читателей, в равной мере касающихся всех разделов книги, но особенно первого вводно-теоретического раздела.

 (по мотивам онлайн - дискуссии на Кавказском узле «Где границы свободы слова? Артемий Лебедев против черкесов…» 26 ноября 2020)

  

Начало инцидента с А. Лебедевым

Скандальная ситуация А. Лебедева непосредственно связана с установкой памятника, который назывался «Монумент подвигу русских солдат». Ей предшествовала долгая непростая преамбула, так что незначительная фигура Артемия Лебедева – лишь крайнее звено в необозримо длинной цепи… Он лишь «грубо и зримо» перевел «тайное» в разряд «явного».

Попытаемся рационализировать ситуацию. В сообщении администрации города Анапы по поводу установки памятника было указано: «В июне 1837 года русские солдаты и офицеры вели ожесточенный бой с горцами. Тогда от вражеской пули погиб поэт-декабрист Александр Бестужев-Марлинский». Таким образом, гибель поэта определенно ставится в зависимость от «горцев», с которыми русские солдаты вели ожесточенный бой.

В рецензии анализируется труд, составителем которого является со­трудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук А.С. Мирзоев. В настоящее издание вошли воспоминания, документы и переписка Е.Д. Налоевой — талантливого специали­ста по социально-политической истории и этногенезу кабардинского (адыгского) феодализма. В книге, подготовленной ее учеником, рассказывается о сложных жизненных и научных перипетиях биографии Е.Д. Налоевой. Документы и личные воспоминания Е.Д. Налоевой являются важными историческими источниками для изучения истории страны, связанными с такими переломными ее вехами, как революция, коллективизация, создание в советский период новой гражданской общности и идентичности, политические репрессии 1930-х гг., формирование исто­рической памяти и исторической науки на Северном Кавказе.

М.А. Хакуашева

_______________________________________________________

Рецензируемое издание является продолжением проекта по увековечиванию научного и культурного наследия талантливого историка-исследователя, выдающе­гося педагога Е.Д. Налоевой (1922–2007). Научное наследие было опубликовано в 2015 г. В настоящее издание, подготовленное ее учеником, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником сектора Средневековой и Новой истории Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (Нальчик) Асланбеком Султановичем Мирзоевым, вошли воспоми­нания, переписка Е.Д. Налоевой, документы, отражающие этапы ее биографии, воспоминания о ней ее родственников, коллег, учеников. Личность, биография и судьба Е.Д. Налоевой сами по себе представляют огромный исторический интерес. Прошедшая через сталинские лагеря, политические репрессии, сохранившая свое человеческое достоинство, вернувшаяся после многих лет испытаний в научную и педагогическую деятельность, состоявшаяся как незаурядная личность, она может служить примером для воспитания молодого поколения.

 Мадина ХАКУАШЕВА

 

Благодарность моим единомышленникам 

Дорогие друзья! Я давно хотела выразить глубокую благодарность за моральную поддержку в моих публикациях! Меня беспокоит отсутствие обратной связи с вами. Но друзья и родственники присылают ваши комментарии, которые меня очень воодушевляют, они подтверждают и продолжают мои высказанные и невысказанные идеи и мысли. Не думаю, что я решилась бы публиковаться дальше, если бы не эта поддержка. Хочется каждому сказать отдельное «спасибо»!

Несколько раз я была зарегистрирована в фейсбуке, но, зная себя, так и не решилась войти в соцсеть, боясь остаться фигурой виртуальной и ничего не успеть)))После первой регистрации я получила много посланий от единомышленников из многих стран (помню, даже из Аргентины, хотя у меня лишь одна подруга из дальнего зарубежья, и та местная), - они откликнулись на современные проблемы черкесов, которые я пыталась отразить в своих статьях. Среди них далеко не все являлись представителями черкесской диаспоры. Это говорит о том, что ситуация черкесов тревожит многих неравнодушных честных людей.

Данная статья была написана полгода тому назад.

                                       

В центре Пятигорска высится монументальный памятник генералу А.П. Ермолову, его же именем названа центральная улица. Однако этого оказалось мало, и почитатели генерала решили тиражировать его памятники в других городах Северного Кавказа.  Поэтому 3 октября 2018 года в Минеральных Водах в честь 130-летия со дня основания города был открыт еще один памятник генералу Ермолову.

Помнится, упомянув половцев и печенегов в одном из недавних обращений, Путин приложил руку к рождению очередного мема. Порядком истомившиеся и заскучавшие под бременем «самоизоляционного» заточения люди тогда живо откликнулись на насыщенный разного рода семантическим содержанием речевой эпизод.  А так как о летописных кочевниках вспомнилось в контексте всех донимающей «заразы»,  да к тому же в условиях нефтяного ценопада, то именно в отношении этих аспектов текущей повестки народная фантазия явила себя во всем неисчерпаемом многообразии. При этом значимый, а с учетом предопределенности долгосрочного воздействия, важнейший компонент сегодняшних политических перипетий связанных с конституционными поправками, несправедливо был обойден вниманием общественности. Оно и понятно – «половецкие пляски» не очень-то и годятся для объяснения импровизаций века двадцать первого. Однако, если присмотреться, то наше злободневье определенно находит рифмы к событиям того отдаленного времени. Чтобы удостовериться в небеспочвенности такого мнения для начала обратим взор на эпоху, подарившую истории столь колоритных номадов.

К середине X века, когда в причерноморских степях прочно «обустроились» печенежские орды, к северу от них, вдоль «пути из Варяг в греки» протекали весьма нетривиальные процессы. Объявившиеся столетием ранее в этих местах скандинавы (фигурирующие в российском обиходе под маркером «варягов»), приступили к окончательному закреплению своей власти над славянским населением Восточно-Европейской равнины.

В редакции интернет-журнала «Вдоль линии Кавказа» вышла статья «Постимперские комплексы и великорусские неврозы»: акробат пера из стен Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований». Обращаясь к историкам КБИГИ, анонимный автор прибегнул к интересной художественной метафоре: он привел в пример любопытное зоологическое наблюдение. Оказывается, один зверек - ласка обладает удивительным умением проникать в коровье стойло и беспрепятственно питаться молоком коровы, присасываясь к вымени. Дешифруя эту красноречивую аллегорию на чудеса природной изобретательности, следует пояснить, что автор имеет в виду следующее: некоторые историки (в первую очередь оппонент Т. Алоев), даром кормясь с рук гос. федерального бюджета, не оправдывают этих щедрот: пишут сомнительные статьи, отвечая кормильцам черной неблагодарностью.

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1490
Кол-во просмотров материалов
7016003