аналитика

Согласно рейтингу «Открытость региональных органов исполнительной власти в России – 2019», исполнительная власть КБР признана одной из самых закрытых от общества: средний по России показатель – 57%, правительство КБР на предпоследнем месте с 23,7%.

Правительство республики не заинтересовано, чтобы общество знало о происходящем в местных коридорах власти. Как результат – кризис управляющей системы, вызванный сибаритством правительства, его неспособностью справляться с вызовами времени.
Как пример архаичности – подведение итогов работы министерства экономики, где с высокой трибуны заявляется о создании 27 торговых представительств за пределами республики и реализации продукции республиканских производителей на 104 млн долларов. Во-первых, можно только гипотетически предположить, что министерство имеет какое-либо отношение к производству указанной продукции (кроме регулирования вопроса по предоставлению части ставки рефинансирования по взятым кредитам за счет республиканского бюджета). А во-вторых, показатель явно оставляет желать лучшего: 104 млн долларов – это третья часть стоимости яхты какого-нибудь российского олигарха.

В сложных условиях окончания Кавказской войны 1763-1864 гг. началось выселение горцев со своей родины в Османскую империю, что явилось итогом продолжавшейся более 100 лет военно-колониальной политики царского правительства.
Убедившись на практике, что адыги решительно отказываются принимать покорность с последующим переселением их в русские пределы, высшее кавказское начальство решило избрать более легкий и удобный путь - выселение горцев в Турцию. Тем самым царское правительство стремилось ускорить военно-политическое завоевание Кавказа Россией. В этих целях царизм предпринял меры по выселению в Османскую империю отдельных групп черкесов, абазин и др. В 1859 г. было выселено 5211 черкесов.
В связи с возраставшей иммиграцией с Северного Кавказа, в январе 1860 г. в Стамбуле сформировали специальную комиссию по содействию иммигрантам. В том же году османские власти дали согласие на переселение 3000 черкесских семей, но уже в апреле 1860 г. османские власти обратились к царскому правительству с просьбой ограничить переселение черкесов.
3 октября 1860 г. на совещании высшего царского начальства на Кавказе, проходившем во Владикавказе, был принят новый план ведения войны с западными черкесами. Сущность плана заключалась в том, чтобы перейти к вытеснению черкесов с гор на равнину, а затем в Османскую империю. Высвободившиеся же земли – заселять казаками. Автор этого проекта - командующий войсками правого фланга Кавказской линии и Черномории генерал Н.И. Евдокимов утверждал, что таким путем, можно будет завершить войну в кратчайшие сроки с незначительными потерями для России. Необходимость массового выселения именно черкесов (адыгов) царское командование обосновывало стратегическим значением территории Северо-Западного Кавказа, прилегающей к Черноморскому побережью. Черкесам, которые согласятся подчиниться царским властям, предлагалось покинуть свои родные аулы и поселиться на равнину вблизи Кубани. Одновременно адыги должны были полностью разоружиться, что делало их в условиях ещё продолжающейся войны беззащитными перед вооружённым казачьим населением, рядом с которым они должны были жить.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. УШИНСКИЙ

 

 

Длительный судебный процесс, инициированный директором 14 школы, официально завершен, но лишь на республиканском уровне. В настоящий момент подана жалоба на решение Верховного суда КБР в 5 кассационный суд в г. Пятигорске.

Судебный процесс «Жамборова против Баговой и Хатажукова» вызвал небывалое брожение, которое до сих еще находится в «тлеющем» состоянии. Это событие на протяжении долгого времени полнилось самыми разными слухами и интерпретациями. К интернет-обсуждениям были подключены люди разных социальных групп, профессий, национальностей. Их большая часть (преимущественно женщины) искала причины в личном конфликте, учитывая вполне лояльные и даже дружественные отношения директора и учителя в недалеком прошлом.

В течение 2 лет состоялось 18 заседаний, каждое из которых обрастало публикой; даже те, кто не смог пройти в зал, стояли у здания суда с начала до конца.

Содержание интервью российского посла в Турции довольно занимательно и оставляет неизгладимое впечатление. Рассуждая о возникшем в последнее время напряжении в российско-турецких отношениях Алексей Ерхов, разумеется, с позиций представляемого им государства, анализирует причины эскалации в идлибской зоне. Свои размышления опытный дипломат предваряет разумной мыслью о том, «каким тяжелым грузом повисли на наших (российско-турецких. – Т.А.) двусторонних отношениях три века конфликтов». Надо полагать, что умение отстраняясь от преходящих треволнений вглядываться в актуальную повестку сквозь призму исторического контекста говорит в пользу компетентности российского дипломата. Дальнейшие суждения кажется подтверждают наличие развитого чувства историзма у главы российской дипмиссии. «Уроки истории – особенно не выученные или не понятые кем-то – «достают» нас и сегодня… Более того, очень многие наши нынешние проблемы не только уходят корнями в далекое прошлое, но и как бы «подпитываются» оттуда – яростной ксенофобией, злобой, ненавистью и враждебностью». Покоящиеся на здравом смысле, широкой эрудиции и многолетнем опыте слова Ерхова, таким образом, выстраиваются чуть-ли не в целостную методологию осмысления многосложных политических реалий. Подобное видение в соотнесенности с глубокой «включенностью» в содержание двусторонних политических перипетий позволяют послу развернуть взвешенную и непротиворечивую (по крайней мере, в глазах непосвященной публики) аргументацию российской позиции. И невольно проникаешься выдвигаемыми доводами – ведь его слова лишены какого-либо оттенка неумолимой категоричности и безапелляционного самодовольства. Наоборот посол демонстрирует изрядную долю самокритичности («…наши российские соцсети порой немногим лучше – та же «легкость в мыслях необыкновенная», та же безнаказанная безответственность за свои слова»)и недвусмысленную установку на равноправный диалог («…понять партнера, его логику действий, прислушаться к его словам и принять как данность право другого на свою собственную точку зрения, отличную от твоего видения, происходящего…») Что тут скажешь, на редкость выдержанные и мудрые слова. Однако вокабуляр рафинированного дипломата в мгновение ока претерпевает необъяснимую метаморфозу, когда речь заходит о черкесах. Вернее, интервьюируемый сам отклоняется от «линейного» сюжета «идлибской темы» и принимается строжить черкесов.

 ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЕ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

(Была обсуждена на международной конференции в научном центре фонда Рондели. Тбилиси, ноябрь 2018. Опубликована в турецком журнале Jocus в мае 2019)

 

В статье представлена авторская интерпретация онтологического аспекта гендерных отношений, лежащих в основе традиционной черкесской культуры. Автор апеллирует к концепции Гегеля, который актуализирует национальное как способ освобождения, представленный в самом широком диапазоне – от национально-освободительной народной борьбы до индивидуальных интенций, способствующих достижению экзистенциальной свободы.  

Согласно концепции представителя немецкой классической философии, свобода приобретается через воспитание и дисциплинирующее знание. В качестве  дисциплинарной матрицы следует рассматривать адыгский этикет – адыгэ хабзэ, в  основе которого лежит свобода воли. Этот принцип является ключевым для гендерных отношений черкесов.   Автор  использует лингво-этимологический прием декодирования отдельных положений и понятий, базовых для традиционных гендерных взаимоотношений. В эпоху кризиса традиционные культуры могут рассматриваться как альтернативные модели, имеющие реальный шанс предотвратить наступающий процесс дегуманизации

 

  Проблема родных языков в КБР

(расширенный вариант выступления на круглом столе, прошедшего в Нальчике 20 мая 2019) 

 

 Предпосылки

 20 мая 2009 года, ровно 10 лет назад, оказавшись среди авторов толстого журнала «Дружба народов», приглашенных по поводу его 70-летнего юбилея, мы впервые услышали, что по классификации ЮНЕСКО все северокавказские языки являются умирающими. Эту информацию озвучил кто-то из редколлегии, кажется, зам. главного редактора Леонид Арамович Теракопян.

Первый импульс честного заинтересованного специалиста-филолога –  попытка сохранить родной язык и литературу. Это простое усилие рождает потребность узнать истоки кризиса. Именно тогда мы невольно пересекаем невидимую красную черту, которая проходит между языком, литературой и политикой, так как состояние языка в первую очередь определяет языковая политика. Последняя оказывается «заложницей» общего современное кризиса, в том числе, кризиса федерализма. 

В статье исследуется общественно-политическая ситуация в Кабардино-Балкарии в условиях перехода от новой экономической политики к политике коллективизации крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества как класса. Анализируются причины, побудившие наиболее деятельную и трудолюбивую часть крестьянства Кабардино-Балкарии, на примере Нагорного и Баксанского округов, к вооруженному восстанию против мероприятий советской власти, а также подготовка и ход вооруженного выступления и причины поражения.

Источник: Вестник КБИГИ 2(33), г. Нальчик, 2017

Скачать здесь (pdf)


 

Сборник документов и материалов «Пшемахо Коцев – общественно-политический и государственный деятель Северного Кавказа» состоит из двух разделов.

В первом разделе представлено публицистическое наследие П.Т. Коцева, в котором была предпринята попытка реконструкции сложнейших исторических событий времен революции и Гражданской войны с альтернативной точки зрения.

Во второй раздел включены архивные документы, характеризующие П. Коцева в годы учебы в Санкт-Петербургском университете и работы в Екатеринодарском окружном суде, а также документы, отражающие деятельность П. Коцева в период революции и Гражданской войны на Северном Кавказе.

 Издание адресовано научным работникам, студентам и аспирантам, специализирующимся по проблемам истории Северного Кавказа.

Скачать здесь (pdf)


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1305
Кол-во просмотров материалов
5467185