аналитика

 

Хакуашева М.,
доктор филологических наук

 


 


В бегущей строке «Доброго утра» Первого канала за 15 января 2016 года отразилась жизнеутверждающая информация о том, что в Сочи ученые решили вырастить саженцы реликтового дерева самшит – в пробирках. Это можно расценивать как дерзновенные задачи научной мысли ученых-ботаников… Но почему-то «добросовестные» информаторы не поведали драматическую предисторию этой вынужденной кампании. На самом деле, во время беспрецедентно варварского строительства Сочи, связанного с Олимпиадой 2014 года, была полностью уничтожена знаменитая самшитовая роща под Сочи, в Хосте.

Хакуашева М., 
доктор филологических наук

 

Призрачные лики российского национализма

(Данная статья была написана два года назад, но, по мнению автора, все еще сохраняет актуальность).

 

Региональная политика - частное проявление общей. Состояние национального вопроса в северокавказском регионе можно считать индикатором, с помощью которого уже давно можно было безошибочно прогнозировать основные движения «большой» политики. Ведь региональная политика - лишь частное проявление общей. Говоря об особенностях современного неоимперского режима «в действии», ранее мы подчеркивали его особенную современную активизацию на фоне стойкого латентного постоянства. Подтверждением этого тезиса явилась политика на Северном Кавказе. Она оказалась увертюрой, которая повлекла за собой ожидаемые действия в Крыму и Восточной Украине. Имперский режим - хроническая нозология, имеющая фазы ремиссии и рецидива.

Идея империализма наднациональна. Поэтому при усилении имперской политики (то есть превращения ее в неоимперскую) логично ожидать усиление интернационализма. В этом смысле показательна советская империя: ее центральной идеей был интернационализм. Если можно выделить рациональное основание империализма, то оно заключается в объединении народов под единым началом. В Риме, например, объединившем огромное число народов, все граждане получали единые одинаковые права. Интернационализм эпохи империализма не просто желателен, - он необходим, так как является главным условием его существования. Без охранительного режима интернационализма империя просто рассыплется.

Адыгэ хабзэ… Кажется для любого адыга это, как пароль, суть которого не нужно объяснять. Мы встаем утром, и у нас «включается» сознание, которое работает в этом режиме весь день. Мы укладываемся на ночь, но даже во сне оно не оставляет нас, - ткань, из которой мы сотканы, основа, которая передается нам с кровью, с молоком матери. Но что это такое, наше адыгэ хабзэ?  Как проговорить природу этой особой «материи», которая нас составляет? В моем случае к подлинному пониманию меня приблизили ключевые фразы. Иногда они были прочитаны, но чаще этим «ключом» становилась случайная (или неслучайная) фраза, которую можно услышать в обыденной речи.
В юности мне казалось, что мораль, нравственность – это требования, навязанные обществом, в котором царит лицемерие, а многие его члены – снобы. Меня не покидала эта уверенность, когда я читала «Тюремную исповедь» Оскара Уайльда. Но на каком-то этапе я задумалась над впервые услышанной распространенной фразой И. Канта: «Меня восхищают лишь две вещи на свете: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Теперь я понимаю, почему так остро отреагировала на эту фразу: она прояснила мое глубинное убеждение, которое я сама еще не осознавала. Больше всего нас поражает то, к чему мы очень близко подошли, что живет в подсознании, но еще не осознано. До конца мне стала ясна значимость нравственного закона с помощью Г. Гессе, когда он говорил о «доле Бога в каждом из нас». Он имел в виду именно этот нравственный закон Канта, который немецкий философ назвал «категорический императив».

(данная статья является непосредственным продолжением предыдущей «Костры» современной инквизиции», опубликованной нами ранее)


Борьба, направленная на закрытие российских ВУЗов, продолжается.Одновременно для российских студентов открываются университеты в Финляндии, Чехословакии, Польше, Венгрии, Турция, Арабских странах, Китае. После завершения учебы иностранцы до 20% лучших выпускников  оставляют себе. Эта «утечка мозгов» стала обычной приметой нашего времени.
Удивляет уже не этот обреченный привычный процесс, а отсутствие самоконтроля и какой бы то ни было государственной стратегии. Мы легко «дарим» цвет российской молодежи зарубежным странам. Единственным объяснением этого явления может служить то, что перспективные студенты все равно покинут страну, но позже, на стадии трудоустройства…
КБР повторяет общероссийскую тенденцию. В республике открыто несколько десятков московских филиалов, в одном только автокомбинате таких представительств насчитывается 8. В них почти никто не заходит и не выходит... Но они остаются «на плаву». Зато почему-то закрывается процветающий Институт Бизнеса (КБИБ).

В настоящее время по всей стране закрываются университеты и институты.  Согласно некоторым сведениям, по РФ их количество сократилось примерно на 300. Команда сверху – ликвидировать несостоятельные неконкурентоспособные ВУЗы, которые выросли в непомерном количестве – мотив как будто бы оправданный. Но на фоне тотальной коррупции он неминуемо подменяется и деформируется. В результате устраняют не слабые ВУЗы, а те, что без «крыши». Поэтому вполне объяснимо, что под ударом оказываются широко востребованные ВУЗы, такие как Кабардино-Балкарский институт бизнеса (КБИБ) с авторитетным административно-преподавательским составом, прекрасной материально-технической базой, а «на плаву» остаются весьма сомнительные, в распоряжении которых – одно-два помещения.
Трудно предположить, что такая инициатива экономит гос. бюджет, - ведь  негосударственные институты финансово независимы. Вероятно, это-то и плохо: они не отвечают чьим-то ожиданиям, в первую очередь, финансовым, в настоящее время быть слишком независимым и самодостаточным - недопустимый стиль, который не одобряется, а порой карается…

Отчет посвящен результатам социологического замера общественного мнения молодежи Кабардино-Балкарии по вопросам истоков, причин, условий и факторов экстремизма и терроризма в Республике. На основе эмпирических материалов раскрыты механизмы формирования потенциала молодежного экстремизма, проанализированы: вопросы социального самочувствия молодежи Кабардино-Балкарии; особенности социальной, гражданской, этнической, религиозной идентичности; главные источники формирования общественного мнения по вопросам экстремизма и терроризма; эффективность реализуемых программ противодействия им. Вместе с тем, выявлен набор мер, воспринимаемый общественным сознанием молодежи Кабардино-Балкарии в качестве эффективных по вопросам профилактики и противодействия экстремизму и терроризму в Республике. Отчет завершается разделом, посвященным изложению практических рекомендаций, связанных с повышением эффективности принимаемых мер по минимизации и искоренению проблем экстремизма и терроризма в современном обществе.
Скачать здесь (pdf)


 

Революционные процессы и гражданская война в Кабарде рассматривались до сих пор как противостояние идеологий, социально-политических систем. В данном исследовании внимание акцентируется на сословно детерминированных мотивах участия различных социальных групп кабардинского общества в событиях 1917–1920 гг. Эту задачу позволил решить проведенный на основе архивных, мемуарных, фольклорных источников и литературы ретроспективный анализ динамик межсословных отношений в Кабарде в последней трети XIX – начале XX вв.

Данное исследование предназначено для научных работников и широкого круга читателей.

Скачать здесь (pdf)



 

 

 

 

 

лента новостей

посещаемость

Посетители
1
Материалы
730
Количество просмотров материалов
1185322