
Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», который был внесен в Государственную Думу Российской Федерации 25 марта 2025 года, вызвал серьезную обеспокоенность не только содержащимися в нем дискриминационными положениями, но и нарушением Конституции Российской Федерации и федеративного устройства страны.
Содержащееся в статье 2 законопроекта предложение ограничить право на возвращение только соотечественниками, которые «свободно пользуются русским языком в семье, быту и культурной сфере», противоречит многонациональному устройству и конституционному строю Российской Федерации. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации республики имеют право обозначать свои государственные языки наравне с русским. В соответствии с конституционными договоренностями республики Адыгея, Карачаево-Черкесской республики и Кабардино-Балкарской республики, черкесский язык имеет статус официального языка в этих регионах. Таким образом, право на возвращение представителей российских соотечественников, подающих заявление на одном из этих языков, гарантировано Конституцией и лишение его этого права недопустимо.
Рассматриваемый законопроект явно нарушает самые фундаментальные права северокавказских народов, проживающих в диаспоре и желающих вернуться на свою историческую родину. Необходимость владения русским языком фактически препятствует этому праву, создавая языковой порог. Принятие данного законопроекта станет наглядным примером нарушения прав человека и обязательств, налагаемых международными документами, участником которых является Российская Федерация, путем дискриминации по национальному признаку. Если их интеграция в российскую общественную жизнь важна для государства, то это должно быть обеспечено путем языковых курсов по их возвращении. Тем более подобный опыт имеет место в России, и последующая реализация такой практики послужит лишь стимулом для социальной сплоченности.
В нынешней ситуации на нашей родине, помимо того факта, что существует множество препятствий для осуществления права на возвращение, а число возвращающихся лиц очень низкое, даже некоторые, вернувшиеся на родину десятилетия назад и имеющие российское гражданство, становятся жертвами недобросовестных и противоправных действий.
Основой федеративного устройства в Российской Федерации является равноправие народов и их право на самоопределение. А законопроект, представленный Константином Затулиным, подрывают эту структуру, и направлен на разрыв связей черкесов и всех народов, чья родина находится в границах Российской Федерации.
Такая политика создает угрозу не только для нарушения прав личности, но и для структурной целостности многонационального российского общества в долгосрочной перспективе. Стоит напомнить, что еще один законопроект, который ранее был внесен тем же депутатом и предусматривал аналогичную норму, что также вызвало негативную реакцию в диаспоре. Тогда он был отозван федеральными органами, так как был признан противоречащим Конституции Российской Федерации.
Мы, нижеподписавшиеся представители северокавказских неправительственных организации Турции считаем необходимым:
- Отозвать, внесенный Константином Затулиным законопроект.
- Устранить имеющиеся юридические и фактические преграды для осуществления права на возвращение, и положить конец дискриминации и нарушениям, гарантируя правовую защиту тех, кто в настоящее время намерен ее реализовать.
Подписи: