В начале декабря 2022г., от имени председателя черкесской демократической партии Турции Шоген Фарука поступило обращение главе КБР Кокову К.В., с просьбой оградить от произвола силовых структур научных сотрудников института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии, незаконно преследуемых правоохранительными органами.
На обращение Шоген Фарука ответил заместитель министра образования КБР Мокаев А.М. (опубликован на сайте черкесской демократической партии).
Не может не вызывать сомнения уместность поручения вопроса, связанного с незаконными действиями силовых структур Министерству образования, в компетенцию которого не входит решение подобных вопросов. Было бы неправильно с нашей стороны оставить без внимания данное письмо, поскольку оно выражает официальную позицию республиканского исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия в области образования.
В своем ответе Мокаев А.М. безапелляционно заявляет о событиях, которые в действительности не имели место. Так, он утверждает: «Подтверждено, что сотрудники ИГИ КБНЦ РАН Хакуашева М., Алоев Т. в ноябре 2022 года выступили «экспертами» в работе «Черкесского культурного центра» в Грузии. Данная организация финансируется «Джеймстаунским фондом» (США)»
Нам достоверно известно, что ХакуашеваМ. и АлоевТ. ни в каком качестве не принимали участия в работе указанного центра в ноябре 2022г.
Вот, как прокомментировал эти факты изданию «Circassian Media» руководитель черкесского культурно центра в Тбилиси Мераб Чухуа: «Ученые из КБР действительно были приглашены на конференцию в Тбилисский государственный университет (соорганизатором которой являлся «Черкесский культурный центр») как и многие другие ученые из Российской Федерации. Однако в отличие от представителей других республик Северного Кавказа они не только не приняли участие в данной конференции, но и подверглись репрессиям со стороны местных силовых структур»
Далее, по поводу возможного финансирования центра «Джеймстаунским фондом» (США)» там же Чухуа продолжает: «Голословное обвинение о финансировании американскими фондами деятельность «Черкесского культурного центра» лишь подтверждают некомпетентность Мокаева А., который пытается ввести в заблуждение Плюралистическую демократическую партию Турции и в частности ее лидера Шогена Фарух.
«Черкесский культурный центр» входит в структуру Министерства культуры и спорта Грузии и финансируется из бюджета Грузинского государства.
Отметим и тот факт, что Грузия не является «недружественным государством» в отношении РФ в соответствии с официальной позицией правительства РФ»
Кроме того, считаем нужным обратить внимание на утверждение Мокаева А. о том, что «упомянутые в письме Алхасова С., Тазиев Р., Мирзоев А., у которых также прошли обыски, не осуществляют трудовую деятельность в обозначенном институте».
Светлана Алхасова на самом деле работает в институте в данное время и это легко проверить. А, что касается Руслана Тазиева то, он действительно несколько месяцев как там уже не работает, но, несмотря на это, обыски прошли в кабинете, который он занимал в бытность сотрудником института.
Отдельно хочу сказать об Аслана Мирзоеве, которого давно и хорошо знаю. Он вынужден был уволиться и уехать из республики в конце октября 2022г. И нам доподлинно известно, что на него было оказано огромное давление со стороны правоохранительных органов. А поводом для этого послужило то, что он отбывал срок по тяжкой статье. Но это не имеет никакого отношения к его научной и общественной деятельности, так как судимость давно погашена. И он является одним из ведущих сотрудников КБИГИ. Я очень надеюсь, что в ближайшее время общественность Кабардино-Балкарии потребует немедленного восстановления Аслана Мирзоева в той же должности, которую он занимал до увольнения.
Также считаю нужным обратить внимание замминистра на то обстоятельство, что «Черкесский культурный центр» не признан РФ «нежелательной организацией», и участие в ее работе никоим образом не компрометирует сотрудников института.
Мокаев А. ссылаясь на директора ИГИ КБНЦ РАН К.Ф. Дзамихова, отмечает, что «сведения, распространяемые в средствах массовой информации, о прекращении деятельности Института являются недостоверными». То есть, нас стараются убедить, что нет никакой угрозы существованию КБИГИ, исключая какую-либо взаимосвязь между работой института и преследуемыми сотрудниками, с чем мы категорически не можем согласится. Существование института напрямую связана с его бесценными кадрами, и репрессии в отношении ведущих сотрудников безусловно подорвут ее научный потенциал. История знает не мало примеров к каким невосполнимым последствиям приводили массовые чистки в научных учреждениях. И преследование научных сотрудников КБИГИ - первый шаг на пути уничтожения уникального научного учреждения.
Далее, в своем ответе Мокаев А. утвердительно заявляет, что поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию должностных лиц и органов государственной власти КБР. В данном случае имеется в виду глава Кабардино-Балкарской республики, кому непосредственно было адресовано обращение.
Согласно Конституции республики Кабардино-Балкария – это государство в составе Российской Федерации. И признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, конституционным гарантом которого выступает в первую очередь его высшее должностное лицо. То есть, глава республики наделен исключительными полномочиями в разрешении широкого спектра вопросов в пределах субъекта, в том числе и данной проблемы. И когда политическое руководство пытается игнорировать Конституцию КБР и обязанности Главы КБР, как главного гаранта ее исполнения, оно тем самым компрометирует саму идею нашей государственности и право кабардинского и балкарского народов на самоопределение.
Мы в курсе, что это не единственное обращение по данному вопросу, адресованное главе КБР. Безусловно, высшее должностное лицо республики не может подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках предоставленных им полномочий, но он обязан реагировать на сигналы общества, и особенно в указанном случае, когда речь идет об очень важном научном учреждении наших народов являюшегося одним из важных символов нашей государственности. И как бы того не желал Мокаев А., но компетенция главы республики не ограничивается участием в торжественных мероприятиях или открытии социально-значимых объектов.
Таким образом, изложенная заместителем министра образования КБР Мокаевым А. позиция, это ничто иное как попытка дистанцировать главу республики от участия в разрешении неугодных и неудобных вопросов.
Председатель Кабардино-Балкарского республиканского правозащитного центра
ХАТАЖУКОВ В.Н.
__________________________
Ответ Министерства просвещения и науки КБР