Главе Кабардино-Балкарской Республики
КОКОВУ К.В.  
 
Копия:
 
Председателю Парламента КБР ЕГОРОВОЙ Т.Б.
Председателю Правительства КБР МУСУКОВУ А.Т.
 
Депутатам Федерального Собрания РФ от КБР:
КАНОКОВУ А.Б., УЛЬБАШЕВУ М.М., БИФОВУ А.Ж.,
ГЕККИЕВУ З.Д., РОДИНОЙ В.С., ШХАГОШЕВУ А.Л. 

 

  Уважаемый Казбек Валерьевич! В последние недели в КБГУ проводится активная работа по агитации сотрудников к переходу в автономное учреждение. Общественность республики обеспокоена такими действиями руководства университета. Мы исходим из того, что старейший университет Северного Кавказа является достоянием народов Кабардино-Балкарии и от его будущего зависят судьбы подрастающих поколений, сохранение и развитие культур и языков народов.

Руководство КБГУ ссылается на рекомендацию, поступившую от Ольги Назайкинской, директора Центра трансформации образования «Сколково», Члена комиссии Минобрнауки РФ по ключевым программам поддержки учебных заведений. В презентации распространяемой в структурных подразделения для сотрудников КБГУ О. Назайкинская рекомендует КБГУ переход в автономное учреждение. Мы приводим выдержку из её обращения, из презентации подготовленной для сотрудников КБГУ:

«Научно-технический потенциал и положительные результаты финансовой деятельности последних лет демонстрируют динамичное развитие и подтверждают лидирующие позиции вашего университета в СКФО.  Чтобы продолжить развитие и закрепить статус регионального драйвера, предлагаем рассмотреть возможность перехода на автономный статус. Такой статус обеспечит большую финансовую независимость и административные полномочия, укрепив экономическую устойчивость и увеличив гибкость в реагировании на вызовы будущего … ».

При этом приводится статистика университетов с автономным статусом и отмечается, что на начало 2025 года в РФ функционирует свыше 40:

1. Все федеральные университеты – 10,

2. 14 из 29 национальных исследовательских университетов,

3. 15 «классических» вузов.

Из приведенных данных следует: 10+14+15 = 39. Но это не свыше 40!

Наверное, она «просто упустила» или не захотела указать, что есть ещё два автономных университета – это МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургский государственный, которые специальным законом определены национальными университетами. И только вместе с ними получается действительно более 40, а если точно, то 41 университет. И все эти вузы самые передовые в стране, с огромными результатами интеллектуальной деятельности (РИД), которые внедряются в практику.  

Если внимательно посмотреть на списочный состав этих университетов становится ясно, что КБГУ не может идти по этому пути и рассматриваемое предложение по переходу в автономное учреждение для нас больше похоже на бесплатный сыр в мышеловке.

Сама идея перевода вузов в автономные учреждения появилась в середине нулевых (в 2005 году). Официально она озвучена в 2006 году. С тех пор все минусы такого перехода остались. Как мы видим из анализа списка вузов, перешедших в автономные учреждения ни с одним из них наш университет не имеет сходства.

Одним из обязательных требований перехода является условие достижения университетом доли собственных доходов в общем бюджете до уровня не менее 60%. Руководство КБГУ утверждает, что доля собственных доходов в его бюджете достигла 70%. Но достаточно посмотреть на структуру этих доходов и легко увидеть, что основная часть собственных доходов формируется за счёт оплаты стоимости обучения по контрактам. Каким образом достигнут такой результат? Эта схема достойна внимания следственных органов. Для её реализации использованы два способа: один это целенаправленное снижение руководством университета контрольных цифр приёма (за последние два года снижение составляет 30%), а в некоторых случаях и полного отказа от бюджетных мест (ярким примером служит специальность Стоматология) и безудержным повышением числа контрактников. Однако, эта система «зарабатывания» уходит в прошлое. Как Вы хорошо знаете государство (а Государственная Дума в первом чтении уже рассмотрела этот вопрос) планирует ограничить приём на контрактных условиях в государственные вузы. Если мы рассмотрим структуру приёма в КБГУ на контрактных условиях, то увидим, что, в основном, контингент обучающихся на платной основе приходится на экономику, юриспруденцию, стоматологию, педиатрию и лечебное дело. Анализ показывает, что при ограничении приёма на платной основе поступления собственные доходы уменьшатся как минимум, на половину. Таким образом, для сохранения нынешнего положения необходимо будет дефицит бюджета компенсировать кредитами в коммерческих банках и различными видами займов. Конечно, можно надеяться на компенсацию этого дефицита и за счёт республиканского бюджета. Но это приведёт к необходимости внесения изменений в законодательство и соответствующую нагрузку на бюджет КБР.

Теперь перечислим другие минусы перехода КБГУ в автономное учреждение:

1. Вероятность получения неполного бюджетного финансирования. [конечно, есть нормы Закона, которые заверяют, что «объём финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа учреждения», а «изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закреплённого за государственным или муниципальным учреждением, не допускается»]. Но по факту всё происходит не так (искусственно создаются условия для изъятия имущества путём перевода из списка «особо ценного имущества» и вопрос их использования в качестве залога и др. решается в дальнейшем очень просто) 1

2. Не понятно, как именно будет рассчитываться объём такого финансирования: будет ли это абсолютное значение либо значение, определённое исходя из затрат на единицу услуги, оказываемой таким учреждением, а также будет ли происходить индексация на процент инфляции.

3. Законодательство пока не даёт чётких указаний на возможность сохранения у работников автономных учреждений льгот.

4. Весьма широко можно трактовать норму расходов на развитие автономных учреждений, практики планирования которых в рамках программ до сих пор не имеется.  

5. Надо отметить, что имеется ряд законодательно установленных гарантий, не обеспеченных в то же время фактическими нормативно закреплёнными процедурами, позволяющими реализовывать данные гарантии на практике.

6. Из предыдущего пункта следует, что учреждение не может уверенно полагать, что объём финансирования, который будет запланирован его учредителем, окажется достаточным для осуществления деятельности в рамках задания.

7. Лишение сотрудников учреждения социальных льгот: нынешнее федеральное законодательство пока не даёт чётких указаний на возможность сохранения у работников автономных учреждений таких льгот. Поэтому опасения бюджетников вполне реалистичны.

8. Лишение автономных учреждений налоговых льгот. Формулировка – органы власти субъектов РФ и местного самоуправления могут предоставить льготы по налогу является неопределённой и не позволяют учреждению быть уверенным, что такие льготы будут предоставлены.

9. Имеется масса вопросов по отдельным процедурам перевода бюджетного учреждения в автономное. Процедура эта неоднозначна!

10. Весьма сложные моменты вызовет формирование состава наблюдательного совета.

11.В автономном учреждении фактическим руководителем университета является наблюдательный совет. Его количественный состав от 5 до11 членов. Учёного совета нет, а если и организуется, то он ничего не решает.

12.Председатель наблюдательного совета становится фактическим руководителем университета, а ректор будет формальным лицом в качестве исполнительного директора.

Уважаемый Казбек Валерьевич, проблема перехода бюджетных учреждений в автономные имеет достаточно много подводных камней. Эта идея является следствием желания сократить нагрузку на федеральный бюджет.  Мы ответственно заявляем, что для КБГУ нельзя этого делать. Такой шаг станет катастрофой и для КБГУ, и для республики. Это золотой вариант для аферистов. Управлять будет наблюдательный совет, а ректор просто для прикрытия и исполнения. В условиях не отработанного до сих пор законодательства, это то, что надо «современным эффективным менеджерам», которых в народе прозвали манагерами - разрушителями. Они являются специалистами по доведению организаций до банкротства.

Как было отмечено выше Правительством РФ, будут определены контрольные цифры приёма (КЦП) для контрактников. И что тогда? Ведь, в основном собственный доход бюджетных образовательных организаций определяется платой за обучение. Следовательно университет «вынужден будет» лезть в кредиты и займы. А расплачиваться как? Только имуществом.

Уважаемый Казбек Валерьевич, мы приводим для сведения список основных нормативных документов, представленных в презентации Назайкинской О.

 Этот список является подтверждением того, что с момента появления и перехода к её реализации в законодательстве ничего не изменилось: оно так и содержит все минусы, перечисленные выше. Последовавшие с момента принятия Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не внесли никакой ясности в обозначенные проблемы.

В связи с изложенным, просим Вас, уважаемый Казбек Валерьевич, вмешаться в ситуацию и остановить процесс организации перехода КБГУ в автономное учреждение.

____

В качестве возможного сценария приведём пример ликвидированного Альтудовым Ю.К. знакового Коммунально-строительного колледжа КБГУ, который готовил остро востребованных специалистов, а основой учебного процесса являлись мастерские. Колледж давно освобождён от учебного процесса и находится в курортной зоне, а занимаемую территорию и строения можно считать элитной недвижимостью. Автономный университет вполне может исключить Колледж из категории объектов необходимых для функционирования университета (из списка особо ценного имущества). Набрав кредиты, по которым КБГУ не может расплатиться, университет вполне может вывести Колледж из оперативного управления КБГУ и расплатиться его территорией и строениями

________________

 

Подписи:

ШАХМУРЗОВ Маркс - председатель Кабардино-Балкарского отделения «Российская Ассоциация жертв политических репрессий» 

ХОКОНОВ Мурат, доктор физ.-мат. наук, профессор, Заслуженный. деятель науки КБР 

КОЖЕВ Заурбек – канд. исторических наук 

ХАТАЖУКОВ Валерий - председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра

 БЕГРЕТОВА-ЭФФЕНДИЕВА Ольга - правозащитник, общественный деятель    

МЕШЕВ Исмел - общественный деятель 

КУЧМЕЗОВ Хаким - председатель Кабардино-Балкарского отделения партий «Яблоко»

 БЖАХОВ Музариб - заслуженный архитектор КБР   

 БЕРХАМОВ Мухамед - общественный деятель 

 ПШИБИЕВ Алим, журналист, главный редактор канала "Сделано в КБР"   

 ШОРМАНОВ Азамат - общественный деятель

 АЛОЕВ Тимур, кандидат исторических наук     

 ЖЕМУХОВ Заур, председатель правления ОО «Жылэбзэ»   

 

21.05.2025 г.


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1669
Кол-во просмотров материалов
11872296