Знаковым событием, кардинально повлиявшим на формирование и развитие исторического сознания адыгов, стала Кавказская война. Она разрушила устоявшийся традиционный мир адыгов. Разрушительная война тормозила социально-экономические процессы в адыгском обществе. Вместе с тем, военные действия, происходившие в Черкесии, оставили неизгладимый след в памяти народа. Создано много исторических и героических песен, изображавших действия народных масс, отражавших их сопротивление внешнему врагу. Для народа, долгое время не имевшего своей письменности, фольклор становился единственной возможностью сохранить память о прошедшей истории. В песнях, как правило, большое место занимали личности. Они были своеобразным мостом между прошлым и настоящим, играющим огромную роль в общественном сознании. Память о героях черкесы хранили свято. Песни были единственным средством передать свое имя потомству. Песни передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Но следует сказать, что певцы, воспевая героев, не употребляли грубых и неблагопристойных слов, хотя и передавали имена людей, достойных презрения. Поэтому певцы были очень осторожны. Каламбий (Адыль - Гирей Кешев) писал: «Черкесская песня, прельщаясь более всего земною славою, призывала к ней всех владевших конем и винтовкой, одаренных пылким умом и неугомонным честолюбием».

Историко - героические песни ценны своей высокой художественностью, сочным и выразительным языком, задушевной мелодией. Этим и велика притягательная их сила. В исторических и героических песнях адыгов последовательно излагается борьба, подвиг и гибель героя. В целом песни отражали всю полноту жизни и деятельности народа. Они глубоко волновали сердца людей, оказывали на них эмоциональное воздействие, пробуждая высокие патриотические чувства. Исторические основы создания песен - это свежие следы сражений и событий, посвященные подвигам народных героев, их заслугам. Обычно песни посвящались определенным местам, группам людей, (например, песни о битвах у горы Канжал, у реки Фарс, в устье реки Ходзь), героям («Шеретлуко», «Карбеч», «Бесльней Абат», или обличительные песни о генералах Вельяминове, Зассе, Могурокове Хабраке - злодее и др.). Исследователь С.Ш. Аутлева писала: «Песни о событиях Кавказской войны по существу, по тональности и эмоциональному содержанию - это песни героические. Однако в части из них отражены конкретные исторические факты, события из прошлого народа. Поэтому мы их называем историческими. Исторические песни, безусловно, представляют большой интерес и в смысле познавательном, ибо они являлись и являются верным свидетельством о судьбах народа, о его историческом пути». Песни отражали не только исторические события и факты, но и нормы поведения участников событий. Никто не хотел слышать свое имя покрытым позором и клеветой в песне. Сила песни приравнивалась к приговору. А для мужчин хвалебные песни являлись высшей наградой. Даже враги и предатели боялись попасть в обличающую песню. Аутлева С.Ш. делит песни на следующие виды:

  • песни о политических событиях;
  • отражающие исторические действия, дух эпохи, чаяния народа;
  • биографические, посвященные выдающимся воинам.

Особое место среди песен занимали те, которые отражали дух эпохи, чаяния народа. Особенностью этих песен было то, что певец и автор должны были знать текст, знать исход события, героев и, конечно, характер народа. Авторы, владея всеми этими качествами, «удивительно передавали дух, настроение той эпохи, подобно участникам этих событий». В песни включали имена исторических личностей, географические названия, описание быта, нравов, внешность героя и его действия. В песнях воспеты героизм, горечь поражения, тяжесть походов, назначение оружия, отношения между людьми. В песне звучит сочувствие к трагической судьбе народа. С ненавистью говорится об ужасах, творимых царскими войсками, называя генералов кровавыми.

В таких исторических песнях, как «Песня о Ходзе», «Песня о бое хаджиретов», «Священная война» («Гъэзэуат зау»), «О битве при устье реки Фарс», главным содержанием является изображение чудовищного разорения аулов, преступления царских войск, неравный бой, гибель мирных жителей и их безысходное положение. Гнетущие чувства, душевный надлом народа - вот главное содержание данных песен. События, происходившие на Кубани среди адыгских субэтносов (бесленеев, абадзехов), не могли остаться без внимания авторов - сочинителей песен. Приведем отражение отдельных моментов страшной битвы у реки Ходзь:

 

«Ходзыжъ гущэу тхьэр зыдэбгэным Лъы пахъэр къыдехы,
Мафэу 1ашэр затрахым Шъузхэр, к1элэц1ык1ухэр зэтегъ».
О, Ходзь, проклятый богом,
Восходит кровавый пар,
В день, когда обезоружили мужчин,
Женщины и дети заплакали.
 

Тогда, оставив детей, женщины ушли вместе с мужчинами с оружием в руках воевать. В песне упоминаются две сестры Уркулят и Фыжь, выступивших против царских генералов, пытавшихся истребить мирных жителей. Женщины, не желая надругательства царских генералов и солдат, предпочли смерть. Жители аула Ходзь, отказавшись отдать оружие царским сановникам, оказали сопротивление. Этой трагедии и посвящена песня «Битва у реки Ходзь». Отношение мужчин к этим событиям отразилось в песне такими словами: «В этот день наши жёны стальными ножницами для нас саваны кроят».

Яков Васильевич Абрамов, изучавший события на Кавказе в XIX в., отмечал, что «обезоружение народов Кавказа являлось давнишней целью царской администрации». Он продолжает свою мысль: «Всякий, если не видел, то, по крайней мере, слышал, что главной принадлежностью кавказского одеяния является оружие. Мало того, вопрос о ношении оружия является для Кавказа вопросом чести, и они смотрят на обезоружение, как на обесчещение». В работе Ф.А. Щербины «История Кубанского казачьего войска» упоминается о графе, генерале Войницком, который в 1859г. развязал кровавую бойню в а. Ходзь. Эти события отражены в одной песне:

 

Чэрнэморым играф псыгъом топыжъ гущэри къызэлъегъэпс.
Черноморский тонкий граф, Испытанную пушку нацеливает на население, о горе!
 

В песне «О битве при устье реки Фарс» автор показывает историческое сражение царских войск во главе с генералом Г.Х. Зассом с абадзехами. В 1841 г. генерал Г.Х. Засс за короткое время очистил почти всё пространство между Кубанью и Лабой и часть Черноморского побережья, принудив все аулы покориться царизму и выселиться со своих мест. Жестокости воинов генерала Г.Х. Засса не было предела. Они сжигали все посевы, все аулы, угоняли скот. А в песне « Фэрзэпэ зау» (Битва при устье реки Фарс) конкретно называются имена героев былых сражений и описываются их действия, давая им разные клички:

 

«Шы къарэм дахэу зегъазэ Фэрзэпэ заори зэхещэ,
Даурык1э Хьэпэк1э Нэшъу Болэтыкъуагъэ гущэм рэгушхо,
Чылэшхом абдзахэри хетакъо,
Болэтыкъоджэ шъуи Шэрэл1ыкъу».
Вороной черный конь красиво гарцует,
Битву у реки Фарс начинает
Из Дауровых Хапач одноглазый
Гордится, о горе, своим Болотоковским родом,
В большой аул вселяет абадзехов,
Из Болотоковых ваш Шеретлук.
 

По содержанию песни «Битва у реки Ходзь» и «Битва при устье Фарс» схожи, но во второй песне есть конкретные герои и имена. Начальник военно-исторического отдела Кавказского военного округа, полковник Семён Эсадзе, говоря о воинственности абадзехов, отмечал, что это качество особенно проявлялось тогда, когда ими управлял Айтек Коноков. В песне также названы конкретные имена 18 человек, которые восхваляются за проявленную храбрость и мужество. Песня называет былые заслуги героев, их смелость:

 

«В верховьях Лабы, когда сразились пушкари,
Ради нас убил из Каноковых, ваш Айтеч.
Дом его открыт для гостей из Убыхии.
И абазины плачут, услышав о его смерти».
 

Есть песни, посвященные шапсугам и убыхам, принимавшим деятельное участие в борьбе с царизмом. Большинство песен изображало печальные последствия Кавказской войны для жителей Черноморского побережья. Это такие песни, как «Плач о Коджебардыко Магомете», «Песня о Казбиче - сыне Тугуза», «Нападение натухайцев на укрепления Барохогупч, Куркой - Кале».

О всесильной власти авторитета песен в среде горцев в начале XIX в., будучи на Кавказе, впервые обратил внимание русский писатель Грибоедов А.С. Он, наблюдая героическую гибель молодого горского князя, в 1825 г. с горечью и в тоже время с восхищением писал декабристу, поэту В.К. Кюхельбекеру: «Храбрейший из молодых князей, первый стрелок и наездник и на все готовый, лишь бы кабардинские девушки воспевали его подвиги по аулам».

В песне о «Коджэбардыко Магомете» - шапсугском народном герое, проявившем исключительный героизм в битве при устье Туапсе, имеются такие слова:

 

«В долине Туапсе гром гремит,
В Джубге кровь рекой проливает,
Кто в бою взял в плен канонира с пушкой — это Коджэбардыко Магомет.
В конец долины, когда смотрю:
Белый конь к дому бежит -
Из Дона прибыл корабль проведать больного Магомета.
У Магомета острый меч Детей многих спасает» . (Перевод Г. Чича).
 

Схватка царских отрядов с шапсугами происходила в долине реки Анапка. Стычка в долине реки Гостагай (адыг. - Остыгай) произошла на земле натухайцев. И песня «Остыгай» возникла после битвы с отрядом полковника Рудзеевича. В песне описана картина героической борьбы шапсугов и натухайцев:

 

«Остыгъаер т!асхъэ а!уи макъэ зэлъырашъ,
Нэфшъэгъо топыр ч1ылъэм къыщэгырз,
Ащ игыны гъозы гущэм маш!ор къыхэлъалъ».
Легко овладеть Остыгаем, говоря, слух распространяют,
На рассвете пушка, о горе, на земле грохочет.
По окопам крепости кровь течет ручьем.
 

О героизме Тугузуко Кизбеча также были сложены песни, стихи и очерки, созданы картины, иллюстрации к литературным произведениям, к историческим очеркам. Герой шапсугского народа Тугузуко Кизбеч может служить примером мужества, храбрости и героизма:

 

«На фланге вражеского войска Кровь рекой проливает.
Содрогается пушка белая - В лице он не меняется.
Воевать тайком уходит,
Среди мужей он - Лев
Своих врагов на Утачку прогоняет.
С трудностями, не считаясь.
Свое мужество умножает,
Своих врагов на колени повергает. Это - Тугузуко Кизбеч!
Такой же героизм проявлял и адыгский герой Карбеч. О нем также сложены были песни:
«Чтоб от недруга край свой сберечь Не затевает длинную речь,
Коня вороного седлает Карбеч,
Храбрых джигитов сзывает Карбеч.
Им по руке и кремнёвка и меч.
Недруга грудью встречает Карбеч.
В бегство врагов обращает Карбеч!
Ты мчался туда, где бой и беда, Карбеч,
Ты с коня не слезал никогда.
Лишь мертвым спешился ты навсегда!».
 
Осуждение измены, предательства, трусости были главной задачей авторов песен. Они клеймили позором предателей и трусов. В глазах народа они становились посмешищем. В одной из песен о Бесльней Абате говорится об отрицательном отношении к поступкам Могукорова:
 
 
«На свином месте Абат скучает,
В Адагум большое войско приводит.
Кунипс трупами ты усеял,
В Абине укрепления ты заставил вырыть,
Абат Бесльней - поганный».
Дитя, вскормленное шапсугами.
Шапсыгъэ быдзыщэм рагъашъо,
Къолэпсым ешъорэр къытфещэ,
Абатэк1э Беслъаныежъ.
Пк1эгъуалэри копкъык1э ззрефз,
Къэзэкъыдзэр к1эпщык1э рефыл1э,
Мыгукъок1э Хьабыракъыжъ,
Мыгукъожъыри мэк1ожьы!
Къзгъаззба джаурымз яшыу!
 

Ф. Дубровин в очерке «Черкесы» писал: «Замечательно, что черкесы в песнях не пренебрегали своими врагами», отличившимися в бою. Так, о генералах Н. Вельяминове и Г. Зассе, которые без сожаления истребляли население, авторы сложили такую песню: «Дети! Не играйте с шашкою». Эта песня впервые опубликована в «Воспоминаниях» царского офицера Ф.Ф. Торнау . Царским офицерам Н. Вельяминову, Г. Зассу давали клички, клеймили позором и подвергали уничтожающей критике. Например, Н. Вельяминова называли «рыжим», «красным», «кизил генералом», а генерала Г. Засса звали «грозой черкесов». Песни являются одним из главных источников изучения истории адыгов XIX века. Они были направлены на воспитание патриотизма и мужества подрастающего поколения адыгов.

 

Емтыль P.X.


 

 

 

 

 

 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1629
Кол-во просмотров материалов
10754199