Как российские республики получили и утратили суверенитет
В 90‑е большинство национальных республик остались в составе России, заручившись гарантиями Кремля: Москва пообещала им суверенитет, независимую экономику и возможность развиваться без оглядки на федеральный центр. Всё это было зафиксировано в документах — декларациях, конституциях и договорах. Спустя 30 лет оказалось, что договорённости действовали недолго — республики успешно встроили в вертикаль, лишили реальных полномочий и оставили им только символические отличия от других регионов. В рамках специального проекта ЦЗПЧ Мемориал «30 лет до» «Вёрстка» проследила, как Россия, которая собиралась стать демократической федерацией, превратилась в унитарное авторитарное государство.
Для этого текста автор поговорила с национальными активистами, журналистами, лингвистами, историками и политологами из Башкортостана, Чувашии и Бурятии. На примере этих республик мы рассмотрим, как в России постепенно сворачивался провозглашённый в 90‑е федерализм.
По всем языкам, кроме трех, число носителей сокращается
В России несколько сотен языков. Не все они достаточно распространены, чтобы быть государственными, но многие могут претендовать как минимум на региональный статус. Только на татарском, башкирском и чеченском говорят почти 6 миллионов человек. Но с каждым годом носителей крупных региональных языков становится все меньше. «Если быть точным» и Российская экономическая школа рассказывают о том, какая языковая политика проводится сегодня в России и почему не только малым народам, но и национальным республикам так трудно избежать «русификации».
На каких языках говорят в республиках
По данным Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов, в России говорят более чем на 372 языках . 133 из них относятся к языкам России по классификации РАН. Остальные — иностранные, искусственные или вообще несуществующие языки (например, 17 человек указали, что владеют «советским языком»). Лидером по числу носителей является русский язык — им владеет 99% населения, или 134,3 млн опрошенных. Самые крупные языки по численности владеющих после русского — татарский (на нем говорят 3,3 млн человек), чеченский (1,5 млн), башкирский (1,08 млн), чувашский (700 тысяч), аварский (654 тысячи).
ЭССЕ АЛИКА ПУХАЕВА О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ОСЕТИНСКИМ, ЧЕРКЕССКИМ, БАЛКАРСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ
Алик Пухаев — автор блога Rajdian об истории, архитектуре и региональной политике Северной Осетии. В эссе для «Беды» он дает оценку состояния коренных языков Северного Кавказа через 5 лет после принятия закона, сделавшего изучение родных языков факультативным. Он рассказывает о том, как жительницы региона борются за выживание своих языков, и разбирает причины сокращения их использования сегодня.
________________________
Последние пять-семь лет на Северном Кавказе как в молодежной среде, так и в других слоях общества набирает популярность этнический контент: фолк-музыка, стилизованные под старину предметы быта, элементы горской одежды и т. д. Этот ренессанс на Кавказе является результатом того, что огромная часть коренной культуры стала стремительно исчезать. То, что считалось чем-то заурядным, привычным, теперь среди молодых кавказцев воспринимается как невероятная ценность.
Знаковым событием, кардинально повлиявшим на формирование и развитие исторического сознания адыгов, стала Кавказская война. Она разрушила устоявшийся традиционный мир адыгов. Разрушительная война тормозила социально-экономические процессы в адыгском обществе. Вместе с тем, военные действия, происходившие в Черкесии, оставили неизгладимый след в памяти народа. Создано много исторических и героических песен, изображавших действия народных масс, отражавших их сопротивление внешнему врагу. Для народа, долгое время не имевшего своей письменности, фольклор становился единственной возможностью сохранить память о прошедшей истории. В песнях, как правило, большое место занимали личности. Они были своеобразным мостом между прошлым и настоящим, играющим огромную роль в общественном сознании. Память о героях черкесы хранили свято. Песни были единственным средством передать свое имя потомству. Песни передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Но следует сказать, что певцы, воспевая героев, не употребляли грубых и неблагопристойных слов, хотя и передавали имена людей, достойных презрения. Поэтому певцы были очень осторожны. Каламбий (Адыль - Гирей Кешев) писал: «Черкесская песня, прельщаясь более всего земною славою, призывала к ней всех владевших конем и винтовкой, одаренных пылким умом и неугомонным честолюбием».
В статье анализируются проблемы перехода черкесских феодальных сословий на крестьянский комплекс вооружения в конце XVII – начале XIX вв. Выявлено, что принятие большинством черкесских феодалов комплекса вооружения, сформировавшегося либо адаптированного в крестьянской среде к определенным видам боевых действий, было обусловлено переходом значительного числа крестьян в сословия незнатных дворян, системой воспитания, имевшей межсословный характер, а также изменением вооружения и доспехов у потенциальных противников черкесов.
В хрестоматии приведены документы и материалы по истории черкесской диаспоры в Османской империи во второй половине XIX - начале XX века. В первом разделе представлены опубликованные документы российских и зарубежных архивов. Часть архивных документов публикуется впервые. Во втором разделе содержатся отрывки из мемуарных и публицистических работ очевидцев событий. Учебное пособие предназначено для аспирантов специальности "История", специализирующихся по истории народов Северного Кавказа и стран Ближнего Востока.
В настоящей монографии представлено исследование основных проблем развития общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI века. Рассмотрены: влияние Кабардинского и Балкарского национальных движений на социально-политические процессы в республике; опыт миротворческой деятельности руководства и некоторых общественных объединений КБР по урегулированию конфликтов на Кавказе; политическая адаптация КПСС к новым условиям; формирование и характер деятельности региональных отделений федеральных партий в республике.
Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи
Введение
Идея права народов на самоопределение получила в современном мире широкое распространение: она декларирована в двух «твердых» источниках международного права — Международных Пактах о правах человека, принятых в 1966 году, содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, документах межгосударственных и международных неправительственных организаций; к ней часто апеллируют в ходе этнических конфликтов и движений за независимость. Таким образом, пройдя более чем двухвековой путь, она обрела довольно высокий статус.
В то же время идея самоопределения получает разные толкования, и при ее рассмотрении возникает немало вопросов о содержании теоретического конструкта и о возможностях его практического воплощения.
Во-первых, что такое «самоопределение народов» — «принцип» (как о нем говорится в Уставе ООН), то есть некое условие, или «право»?