На коллективное обращение от 25.07.2024 г. адресованное президенту РФ по вопросу принятия мер по защите прав и законных интересов коренного малочисленного народа шапсугов, 23.08.2024 г. на электронную почту правозащитного центра КБР поступил ответ за подписью В.Р. Титова - первого заместителя директора ФГБУ «Сочинский национальный парк». Копии настоящего обращения также была направлены федеральным органам власти, правоохранительным органам РФ, главам трех северокавказских республик Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, губернатору Краснодарского края, депутатам и сенаторам Федерального собрания РФ вышеупомянутых субъектов.

Как видно, в данном списке адресатов коллективного обращения не указано руководство ФГБУ «Сочинский национальный парк», что вполне объяснимо, так как жалоба касалась именно их противоправных действий, по чьей вине многие годы ущемляются законные права шапсугского населения. Но по принятой традиции (что было вполне ожидаемо) непосредственно руководству Сочинского парка было перенаправлено обращение, для разъяснения сложившейся ситуации.

По большому счету содержание письма ничем не примечательно и это ничто иное как очередная отписка. Четырехстраничный ответ насыщен обилием ссылок на нормативно-правовые акты, и в конечном итоге г. Титов приходит к выводу об отсутствии нарушении с их стороны. При этом автор письма, умалчивает немаловажное обстоятельство, о наличии которого не мог не знать. По предоставленной нам информации, 11 и 23 июля текущего года прокуратурой г. Сочи в адрес руководства Сочинского парка были вынесены представления «Об устранении нарушений законодательства о межнациональных отношениях, о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».  На данный факт указывает Прокуратура г. Сочи в своем ответе на коллективное обращение.  Надзорным органом  дана юридическая оценка действиям руководства ФГБУ «Сочинский национальный парк», и указаны нарушения Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», выразившиеся в незаконном привлечении к административной ответственности представителей малочисленного народа, в одностороннем принятии решения об отказе в продлении сроков действия договоров, либо заключении новых, отказе в заготовке древесины, выпасе скота и разжигании межнационального конфликта, и национальной розни. Также при рассмотрении представления было указано должностным лицам ФГБУ «Сочинский национальный парк», о неисполнении, требований федерального законодательства об внесении изменений в действующее «Положение» и проект новой редакции «Положения» в 2023 году в части соблюдения и учета прав коренных малочисленных народов России, в части выделения зоны традиционной хозяйственной деятельности для малочисленного народа - шапсугов.

Стоит отметить, что причинами вынесения представления прокуратурой города Сочи послужило то, что руководством ФГБУ «Сочинский национальный парк» не исполнялось поручение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за № 15- 50/14181-01 от 13.11.2019 года «О подготовке предложений в части выделения на территории национального парка зоны традиционного экстенсивного природопользования для осуществления традиционной хозяйственной деятельности шапсугов и внесения соответствующих изменений в Положение», поставленное на контроль Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Кроме всего этого, не исполнено распоряжение №29 от 15.04.2022 года директора ФГБУ «Сочинский национальный парк» Лапина М.М. «О производстве работ для предварительного определения границ функциональной зоны традиционного природопользования, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации - причерноморских адыгов-шапсугов на территории сочинского национального парка.

Таким образом, руководство ФГБУ «Сочинский национальный парк» не только не намерено устранить выявленные нарушения, но и продолжает их совершать. 

Далее, отдельно хотелось бы обратить внимание на позицию руководства КБР, которое не считает возможным каким-то образом выразить свое отношение к этой проблеме. И, в связи с этим хотелось бы провести краткий исторический экскурс, как ставилась шапсугская проблема перед федеральным центром в 90-е годы, и каково было отношение к этому адыгских республик. В 1992 году Президиум Верховного Совета РФ принял Постановление о создании Шапсугского национального района. Так вот участниками заседания Президиума были: президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, председатель Парламента КБР Хачим Кармоков, президент Адыгеи Аслан Джаримов и один из депутатов Верховного Совета РФ  Мухамедин Тумов. Присутствовали и мы с Русланом Гвашевым, как представители черкесского национального движения.

Так как же президенты Адыгеи и Кабардино-Балкарии аргументировали свое участие в этом деле? Они считали, что шапсуги являются одним из адыгских субэтносов, у которых нет своего национального государственного образования, и другие субэтносы имеющие свои республики обязаны оказывать им всяческое содействие в решении стоящих перед ними проблем, связанных с сохранением их культурной идентичности. Адыгея и Кабардино-Балкария являются республиками в составе России, которые обладают политическим суверенитетом и обязаны проводить в жизнь пожелания своих избирателей, а подавляющее большинство населения этих республик требовало оказания всесторонней помощи в решении проблем, стоящих перед шапсугами. Постановление Верховного Совета о создании Шапсугского района до сих пор не выполнено, так и осталось на бумаге.

Для нас, очевидно, что ни власти Краснодарского края, ни федеральный центр не хотят фактически признавать шапсугов коренным народом, и в соответствии с этим решать культурные, социальные, экономические и политические проблемы, стоящие перед ними. И, в связи с этим, трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что геноцид шапсугского народа продолжается.

И здесь мы не можем не сказать о «шапсугском вопросе» на фоне событий в Украине. Мы все хорошо помним, что одной из причин начала специальной военной операций указывалось, что в Украине не решаются проблемы, связанные с сохранением культурной идентичности населяющих ее народов. В частности, говорилось о нарушениях прав русскоязычного населения и т.д. Но ровно с такими же нарушениями прав народов, населяющих Россию, мы сталкиваемся ежедневно, и шапсугская проблема является ярким примером этого.

Для нас абсолютно очевидно, что грубые нарушения прав народов на самоопределение внутри России, превращение страны в унитарное государство и отказ от федеративного устройства угрожают его безопасности и целостности.

Исходя из изложенного, вынуждены констатировать, что в решении «шапсугского вопроса» не заинтересованы как региональные, так и федеральные органы власти.

 

 

Валерий ХАТАЖУКОВ, председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1638
Кол-во просмотров материалов
10973297