Минсельхоз, Минэкономразвития и Каббалкгосстат в конце 2012 - начале 2013 выступили с сообщениями об успехах республики в развитии сельского хозяйства. Народ был извещен, что сельхозпроизводителями собрано с полей рекордное за всю историю количество зерновых - 817 тыс. тонн. Не менее впечатлили успехи в животноводстве. В хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы в живом весе 85 тыс. тонн, 444,3 тыс. тонн молока. Поголовье коров, по сравнению с 2008 годом, увеличилось на 28 процентов и составило 135 тысяч, из которых 97 тысяч содержится в подсобных хозяйствах населения. Надой на одну корову составил 3502 кг. «Молока больше чем достаточно» - так озаглавлена одна из победных реляций Минсельхоза КБР, опубликованная в «КБП» в ноябре 2012.
Скажу откровенно: при поверхностном ознакомлении эти цифры вызывали чувство удовлетворения. Это же то, о чем мечтали мы - люди старшего поколения. Вместе с тем сам тон этих документов, самодовольство, которым они пронизаны, не может не настораживать, не рождать у людей обоснованные сомнения. С целью найти ответы, понять причины завышенных оценок того, что достигнуто в животноводстве за последние годы, внимательно знакомлюсь с материалами госстатистики КБР, относящимися к сельскому хозяйству, публикациями минсельхоза КБР.
К сожалению, чем глубже вникаешь, тем больше возникает вопросов.
Первое, что настораживает: при резком сокращении производства кормов, необходимых для крупного рогатого скота, в особенности для дойного стада, высокими темпами растет поголовье и продуктивность скота, и главное - увеличиваются объемы производства животноводческой продукции.
В 90-е годы, когда поголовье скота колхозов и совхозов еще не было разбазарено, одна треть посевных площадей республики (до 110 тыс. га) была занята кормовыми культурами. В том числе около 50 тысяч га засевалось кукурузой на силос и зеленый корм. Ежегодно на зиму заготавливалось от 800 тыс. до одного миллиона тонн сочных кормов, из них 40-60 тыс. ценной для молочного скота кормовой свеклы. Однако о последнее десятилетие кормовые культуры оказались в загоне, их посевы сокращены в 4,3 раза. В результате резко уменьшилось производство сочных и грубых кормов. Под посевы кукурузы на силос, зеленый корм и сенаж были выделены в 2011 и 2012 годах соответственно только 10,2 и 9,4 тыс. гектаров. Посевы многолетних трав занимают ныне 2.8 тыс. гектаров всю республику.
С указанных площадей кормовых культур в прошлом году получено кукурузы на зеленый корм и силос 175,2 тыс. тонн, сена многолетних трав- 12,9 тыс., однолетних – 35,2 тыс. Вот и весь объем грубых и сочных кормов, произведенных в 2012 сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, фактически - всей республикой. Мало что изменилось и в 2013.
При такой бедной обеспеченности кормами республика, если верить статданным, превзошла показатели 1990 года по производству молока на 57 процентов, мяса в убойном весе - на 25. Где встретишь еще такое чудо: чем меньше кормов, тем больше мяса и молока.
Возможно, количество кормов, которое производит республика, обеспечивает потребности 82 тыс. крупного рогатого скота, из коих 37,5 тыс. - дойные коровы, содержащиеся в с/х организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, вклад которых в общее производство животноводческой продукции не назовешь решающим. Так, в 2012 он был равен в процентах: по мясу 57, по молоку 28.8. Если верить данным Каббалкстата, то остальная часть животноводческой продукции - 43 процента мяса (20.9 тыс. т) и 71,2 процента молока (316 тыс. т) - была произведена в личных подсобных хозяйствах населения. Такому утверждению нельзя не удивляться. Хозяйства населения не располагают и десятой частью кормов, которые потребовались бы для производства приписываемого им количества продукции животноводства. Одна ложь рождает другую. В хозяйствах населения нет и половины тех 97 тысяч коров, которые числятся в статотчетах. Кто не знает, что у сельских жителей не осталось даже того количества коров - 45-50 тысяч - содержавшихся в личных подсобных хозяйствах при советской власти? Сегодня, если обойти десяток дворов, то буренки найдутся не более чем в трех-четырех. Некоторое исключение составляют два десятка поселений горной части республики, в которых после того, как не стало колхозов и совхозов, население получило возможность за счет освободившихся естественных кормовых угодий расширить площади, используемые для выпаса скота, содержащегося в личном хозяйстве, и заготавливать на зиму достаточное количество сена.
Если подвести итоги сказанного о подсобных хозяйствах населения, то следует заметить, что у этой категории хозяйства нет условий для содержания приписываемого ой статслужбой и МСХ количества коров и в целом КPC для производства указанных выше объемов животноводческой продукции, в частности, мяса и молока. Известно, что у статистических и муниципальных органов нет никаких достоверных учетных данных о производимых в подсобных хозяйствах населения животноводческой продукции. Здесь, в лучшем случае, все показатели расчетные, а потому сугубо ориентировочные. В таких данных не может не присутствовать субъективный фактор, возможность выдавать желаемое за действительное.
Еще некоторые замечания об объемах производства говядины и птичьего мяса. Не каждый гражданин, если он не работает в сельском хозяйстве, может ответить на вопрос, мало или много для нашей небольшой республики 56,9 тыс. тонн скота и птицы в убойном весе, произведениях в 2012. Сколько животных надо откормить и забить для того, чтобы получить указанное количество? Если представить, что осе произведенное мясо - говядина, то потребовалось бы 160 тысяч бычков, снятых с откорма, со средним живым весом 450-500 килограммов каждый. Заметим, что поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств республики составляет по статданным на 1 января 2012 года 278 тыс.
Конечно, все произведенное мясо, о котором идет речь, состоит не из одной говядины. Если в 1990 в общем объеме произведенного мяса говядина составляла 50 процентов, то к 2012 ее удельный вес снизился до 26 процентов, а производство мяса птицы увеличилось с 10,1 тыс. тонн до 33,4 тыс. в убойном весе - и теперь в общем объеме производства мясо птицы составляет 58,6 процента. Только за один 2011 год производство птичьего мяса увеличилось на 32 процента Статотчет не показывает, каким с/х производителем обеспечен такой рост. И это не случайно.
Все же попытаемся кое в чем разобраться. Из тех же статданных известно, что в 2012 с/х организациями вместе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями произведено скота и птицы в убойном весе 33,6 тыс. тонн. Чтобы получить 33,4 тыс. тонн птичьего мяса в год, надо откормить и забить не менее 17 миллионов птицы со средним весом 2 кг каждая. Это не по силам выше указанным с/х организациям и фермерским хозяйствам. И вот почему. Из 3663 тысяч птицы, имевшейся во всех категориях хозяйств в 2011, сельхозорганизациям принадлежало только 925 тысяч, что составляет лишь 25 процентов от их общего количества. Если это так, то каким сельхозпроизводителям принадлежали остальные 2 миллиона 738 тысяч? Остается только одна категория, к которой можно отнести указанное количество птицы, - хозяйства населения, но статистика об этом умалчивает. Выходит, бабушки из наших сел совершили переворот в птицеводстве республики: вырастили и откормили большую часть 17 миллионов птиц. Комментарии здесь излишни.
Остановимся еще на одном факте. По данным статсборника «Животноводство в крупных и средних сельхозорганизациях КБР за 2012 год» вышедшего в мае 2013, хозяйствами указанной категории произведено птицы на убой в живом весе 8984 тонны в 2011 году, 9031 тонна в 2012. Это количество при переводе в убойный вес натянет не более четверти декларируемого как произведенное в республике в 2012 птичьего мяса (33,4 тыс. тонн).
Затронутые выше вопросы, связанные с птицеводством, подводят к необходимости вернутся к теме кормов, к вопросу о крупных расхождениях между количеством произведенных в 2011-2012 годах грубых, сочных и зеленых кормов и их расходами животноводстве. По статданным («Кабардино-Балкария в цифрах», 2012 г., стр. 219), в 2011 всеми категориями хозяйств израсходовано кормов в переводе на кормовые единицы 1 миллион 251 тысяча тонн, в том числе концентрированных (зерновых) 497 тысяч тонн. Не станем рассматривать вопрос об остальных 754 тысячах тонн из указанного количества, которые приходятся на грубые и сочные корма и в которые наверняка включены солома и корма летних выпасов. Поговорим о 497 тысячах тонн зерновых (концентрированных) кормов, якобы израсходованных в животноводстве за год. Это важно потому, что, во-первых, 497 тысяч тонн равно двум третям валового производства зерновых культур республики в 2011. Во-вторых, по данным госстатистики, из этого количества на корм скоту использовано с/х организациями только 102 тысячи тонн. А кто израсходовал остальные 395 тысяч тонн концентрированных кормов? У статистики ответа на этот вопрос нет. Конечно, имеется в виду повесить это количество на шею оговариваемого каждый раз индивидуального сектора - так назывались раньше подсобные хозяйства. Но откуда у сельского населения такое количество кормов, тем более концентрированных? Селяне никогда раньше не имели, тем более не имеют теперь такого количества зерна для скармливания скоту. Кстати, данные 2012 по расходу концентрированных кормов в животноводстве республики еще более «крутые», чем в предыдущем году,- 613 тысяч тонн, что близко к валовому сбору зерна в 2011 году и равно 75 процентам валового сбора зерновых 2012 года (817,5 тыс. тонн). В таких случаях англичане говорят - по comments.
Бравым парням из МСХ, рисующим для доверчивого народа Кабардино-Балкарии картины молочных рек, хочется посоветовать зайти в пару-тройку нальчикских супермаркетов, в любой продовольственный магазин и поинтересоваться, чьими молочными продуктами они торгуют. Посчитать, какой удельный вес занимает на полках этих предприятий молочная продукция наших сельхозпроизводителей.
Уверен, что грубое искажение действительного положения дел в животноводстве, приписки и очковтирательство, ставшие привычными для некоторых руководителей сельхозорганов и районов республики, не имеют ничего общего с интересами граждан КБР. Это намеренное искажение истины в угоду личным интересам небольшой группы персон из числа властей предержащих. Не пора ли попрощаться с намеренным искажением истины, неправдой?
Муса Докшоков, кандидат, сельскохозяйственных наук, член Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства КБР.
источник: "Газета Юга" №24 (1057) от 12.06.2014