27-летний житель Карагача Заур Кашев занимается откормом крупного рогатого скота б лет. В его личном подсобном хозяйстве 10 коров и 5 бычков. И сено, и зерно, и комбикорма приходится покупать: «Именно для этого я хотел иметь землю, чтобы создать для своего хозяйства кормовую базу».
20 января он обратился в администрацию с. Карагач с заявлением об участии в аукционе. 30 января его признали участником по двум участкам: лот №10 - 87,5 га и лот №15 - 32,6 га.
2 февраля в день проведения торгов Кашев пришел в администрацию села к 9 часам. Только в двух лотах было заявлено по два участника - в обоих он участвовал. Во всех остальных участвовало по одному человеку.
По лоту №10 его оппонентом был индивидуальный предприниматель Радик Семенов, по лоту №15 - родная сестра главы администрации села руководитель КФХ Загират Мамхегова.
Торги начинались в 10 часов, поэтому Заур Кашев вышел из здания сельской администрации. Когда к началу аукциона он попытался вернуться в помещение, вход перекрыли два молодых человека крепкого телосложения. На видеокадрах, сделанных Кашевым, видно, как он требует пропустить его, но молодые люди делают вид, что не слышат, и теснее смыкают плечи. У дверей стояли Алик и Ахмед Семеновы - родные братья оппонента Кашева по лоту №10.
Отцу Кашева удалось проникнуть в здание. Он сообщил заместителю главы администрации Карагача, председателю конкурсной комиссии Алиму Заптиеву, что сына не допускают к участию в аукционе. Тот никак не отреагировал, сказав, что сам не уполномочен решать такие вопросы.
Победителями по двум лотам, в которых участвовал Заур Кашев, стали Радик Семенов и Загират Мамхегова (в конечном итоге она получила пять участков).
В день проведения торгов в администрации не оказалось участкового уполномоченного. Его кабинет расположен в этом же здании. Двоюродный брат Кашева звонил в межмуниципальный отдел МВД «Прохладненский» и сообщил о происходящем, но из полиции в Карагач никто не приехал.
В ходе проверки, проведенной в Прохладненском межрайонном следственном отделе СКР по КБР, исполняющий обязанности главы администрации Карагача Валерий Мамхегов рассказал, что в связи с участием в аукционе его родной сестры он во избежание конфликта интересов вышел из состава конкурсной комиссии и покинул здание администрации: «О том, что Кашева не пустили на торги, я узнал, когда он обратился с жалобами в различные инстанции». Радик Семенов
заявил следователю, что ни он, ни его братья не оказывали физического или психологического давления на Кашева.
Оба брата Семенова, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, отказались от дачи пояснений. Алим Заптиев заявил, что Кашев не явился на аукцион, а причины этого ему неизвестны.
В Прохладненском МРСО пришли к выводу, что ни глава администрации Карагача, ни его заместитель умышленно не создали благоприятные условия для победы Семенова. В возбуждении уголовного дела в их отношении за превышение должностных полномочий или злоупотребления было отказано.
Следствие также не нашло противоправных деяний в действиях братьев Семеновых: «Никто из них не угрожал Кашеву убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также не наносил ему телесных повреждений».
В Управлении федеральной антимонопольной службы по КБР, куда Кашев обратился с жалобой, отметили, что «доводы о неправомерных действиях граждан по физическому воспрепятствованию к участию в аукционе не могут быть рассмотрены комиссией УФАС, так как она рассматривает только действия должностных лиц».
Заур Кашев обратился к руководству республики: «Получается, можно при проведении аукциона нанять людей для преграждения доступа в здание и таким образом выиграть торги. И это будет абсолютно законно».
Артур Мусов