Главная страницаОбращение Мухамадина Тумова к Главе Кабардино-Балкарской Республики по вопросам землепользования.ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Уважаемый Арсен Баширович! Обращаюсь к Вам по вопросу на мой взгляд очень важному, как для органов власти так и для всего Кабардино-Балкарского общества. Речь идет о проблемах связанных с эксплуатацией пахотных земель о препонах чинимых чиновниками по отношению к простым труженикам жителям сельских поселений желающих получить землю в аренду или частную собственность. Эту статью я попытался опубликовать в Правительственной газете «Кабардино-Балкарская правда». Двухмесячные переговоры с редакцией газеты окончились ни с чем. Не напечатала и независимая «Газета Юга». Почему?... Причину знают только они, но реальные факты свидетельствуют о том, что решение земельной проблемы давно и дальнейшее промедление в ее решении может быть чревато социальным взрывом и непредсказуемыми последствиями. Пахотные земли с. Чегем-II составляют порядка 3000 гектаров, которые сегодня закреплены за арендаторами. Некоторые из них не имеют никакого отношения к селу и бывшему колхозу. Среди них высокопоставленный чиновник из Нальчика, арендатор 300 с лишним гектаров Второчегемской пашни, другие новые земледельцы. Немало и таких, которые зарабатывают тем, что сдают свои участки в субаренду бывшим колхозникам. Между тем 300-400 человек тех самых колхозников, которые всю жизнь проработали на этой самой земле, вынуждены смотреть на поля не выходя за околицу. С 2007 г. (со дня подачи письменного заявления) среди них и я - пенсионер, проработавший 30 лет на земле родного села, 17 из которых председателем колхоза. Безуспешно пытаюсь получить в аренду хотя бы пять гектаров земли и не в состоянии этого добиться. Пытаюсь, но не могу понять, что происходит в селе. Почему основная масса колхозников (не только у нас в селе) осталась без пашни и вынуждены взять уже в субаренду и втридорога у тех, кто никогда не знал, да и сейчас не знают с какой стороны подходить к борозде. Без никакой патетики абсолютно искренне заявляю Вам, что взяться за перо меня заставило ни какая-то обида, на то, что я не могу получить эти пять гектаров в аренду. Я как – нибудь проживу, да и пенсия у меня по сравнению с другими вполне приличная. Но меня, как и любого другого честного человека не может не беспокоить положение тех простых жителей села, которые не получают ни пенсий, ни каких-либо еще пособий и единственным источником пропитания может быть земля, которую они не могут получить. В этом году я уже дважды был на приеме у того самого высокопоставленного чиновника из Нальчика, который арендует 300 с лишним гектаров лучшей части Второчегемской пашни (фамилию этого чиновника знают все). Как поется в песне: «нет секретов в деревне у нас». Оба раза попал на личный прием к нему с помощью прокуратуры КБР, т.к. через его помощника мне не удавалось встретиться с ним месяцами. Тем не менее он меня принял с объятиями, и при этом заявил (« … кому же давать пашню в аренду, если не тебе!») и обещал всяческое содействие. Не сделал ровным счетом ничего, не отказался от пяти гектаров из своих 300 с лишним для организации аукциона в Чегеме-2. В какие инстанций я только не писал, но в ответах которых, я как правило получал от заместителя главы районной администраций непременно говорилось: « Для приобретения прав на земельный участок, в том числе пашни на землях администрации с.п. Чегем-II, рекомендуем прослеживать информацию в газете « Голос Чегема « для участия в аукционе». Вот уже седьмой год как я «ловлю» этот самый голос. Законами РФ и КБР 90-х годов по реформированию колхозов и совхозов, когда землю колхозники получали прямо без всяких аукционов, смогли воспользоваться единицы хозяйств, в т.ч. в КБР с. Ново-Ивановка. Поезжайте в Ново-Ивановку Майскую и в села Аргудан, Кенже, Чегем, т.е. в любое село, где не были проведены реформы Вам лично надо встречаться с сельчанами на каких-то собраниях (именно собраниях ) хотя бы раз в год и сейчас бы самое время. Так было во все советские времена и с пользой для всех. Жизнью в селах интересовались не только отдельные чиновники, но и первые лица республики. Хотя и живем в селе, но об « успехах» наших аграриев мы узнаем только из СМИ, но нет этих «успехов» и, поверьте, плохо в селах. Времена помещиков в России прошли давным-давно, но у нас в КБР почему-то их пытаются реанимировать. Непонятно. Для сравнения. Колхоз в с. Чегем-II на пашне в 3000 гектаров в среднем за год производил 2500 тонн молока, 300 тонн мясо, 2 миллиона яиц, 2000 тонн пшеницы, 5000 тонн кукурузы, 400 тонн подсолнечника, 6000 тонн овощей и 200 тонн фруктов. Миллионы полновесных советских рублей были в банке на счету и колхоз брал на себя решения многих общесельских проблем соцкультбыта. Три тысячи гектаров пашни на месте, но где сегодня в нашем селе все это богатство? Что-то не видно. Не видны не только кукуруза и мясо, вообще нет скота на пустующих и разрушенных фермах, а необходимые для высоких урожаев оросительные сети в плачевном состоянии и любая засуха (не дай бог, но она бывает в наших краях) принесет в село много бед. Миллиардные государственные вложения в оросительные сети, построенные на века, разграблены и разрушены. Скоро, наверное, два года как опять пошли разговоры у нас в КБР о том, что раздадут пашню, но практически ничего не видно. Почему? Все ждут и не дождутся начала реформ. А ведь крестьянин ждет этой самой реформы более 20 (двадцати!) лет. Если рядом в бывшем колхозе «Ленинцы» в с. Ново-Ивановка практически все прекрасно (относительно), почему такие же условия не предоставить другим селам? Единственное, что им можно вернуть сегодня - это пашня. Решение этого серьезнейшего вопроса Москва великодушно оставила регионам и давно пора начинать. Для этого нужны Ваша политическая воля и закон КБР или несколько поправок к уже ранее принятым законам. При желании можно сделать за 2-3 месяца. Почему на это уходят годы, непонятно. Да, сейчас заново создавать какое-либо коллективное хозяйство в селе очень непросто, но ведь необходимо! У нас в КБР другого выхода просто нет. Первым делом и как можно скорее надо раздавать пашню в собственность всем тем, кто имеет или имел отношение к производству с\х продукции, т.е. тем, кто может что-то производить. Раздавать пашню всем живущим в селах, как записано в разработанной концепции философом Тхагапсоевым, значит похоронить навсегда надежду бывших земледельцев на воссоздания новых с\х кооперативов, не говоря даже о серьезном ущемлении их прав. Представляю наше село с 12 - тысячами собственников, у которых всего 3 тысячи гектаров пашни, т.е. по 0,25 га!. Очевидно и то, что появление закона не очень жаждут те, у кого огромные куски пашни в долгосрочной аренде, да еще с правом приватизации. Но здесь ничего страшного: землю они получили на законных основаниях и отобрать уже никто не сможет. Выход видится в том, что они просто скупят пашню у новых, настоящих собственников, могут у них же арендовать. Положение в селах сегодня такое, что сотни жителей в каждом из них вынуждены будут продавать свои доли. Дальнейшее искусственное затягивание решения данного вопроса недопустимо и нетерпимо во всех отношениях. Недавно Вы заявили по телевидению, что земельная реформа в КБР завершится в 2016 г. Видимо это так и есть, но чтобы это произошло, нужен закон уже сегодня, сейчас. А его-то все нет и нет. М. М. Тумов 21.08.2013 г. ХАКУАШЕВА М. А.: ТКАЧЕВ И НЕТЛЕННАЯ СИЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИВ статье «Марков, Епифанцев...кто следующий?» авторская ирония оказалась не в силах скрыть предчувствия некой реальной неотвратимой закономерности. Следующим стал Ткачев. Губернатор Краснодарского края борется за его «чистоту», пытаясь сохранить не гигиену и порядок, - нет, он борется как встарь за «этническую чистоту». Каким образом? Все решается очень просто: ввести казачьи полицейские подразделения, которые будут «контролировать» численность кавказцев, нежелательных в Краснодарском крае. Губернатор почему-то не вспомнил о весьма действенном методе изоляции неугодных инонациональных элементов, который всегда был широко распространен в мировой практике колонизаторов - резервации. Кажется весьма логичным, если последующим этапом действий Ткачев выберет этот популярный метод. Почему кавзказцы не угодны Ткачеву? Как любой традиционный шовинист, российский губернатор необычайно целен и прост, и совсем не углубляется в какой бы то ни было анализ: плохие качества кавказцев, похоже, он приписывает им как органически присущие... Понятен и другой мотив «крупного» новатора-Ткачева: отвлечь внимание от реальных трагических проблем, - от затоплений Краснодарского края, которые многие суеверные адыги объясняют по-своему, иррационально, даже сакрально... Или от кровавой резни, устроенной бандой Цапка в станице Кущевская. Было бы гораздо более естественно выслушать какие-то объяснения или комментарии по этим фактам, за которые глава края несет полную ответственность. Убитый полицейскими житель Кабардино-Балкарии был безоружен, утверждают его родныеУбитый в Баксане отец троих детей Рустам Кауфов никаких проблем с законом не имел, оружия у него не было, утверждают близкие Кауфова. Против Кауфова были возбуждены уголовные дела, в свою очередь заявил представитель следственных органов республики. Напомним, 1 августа на сайте МВД КБР появилось сообщение о том, что преступник, открывший огонь по полицейским, был убит при попытке задержания. "Инцидент произошел на въезде в город Баксан во время попытки задержания вооруженного преступника на машине "Лада-Приора", говорится на сайте. Убитый был многодетным отцом, у него остались трое малолетних детей, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" близкая родственница Рустама Кауфова, попросившая не называть ее имени. По ее словам, в день своей смерти Рустам Кауфов отвез жену и больного ребенка к врачу. "Врач выписал им рецепты. Рустам высадил возле дома жену с ребенком, а сам поехал в аптеку за лекарствами", - сказала родственница убитого. Об обстоятельствах смерти Рустама Кауфова она узнала, по ее словам, от очевидцев. На перекрестке улиц Ленина и Катханова около 09.00 Кауфова стали подрезать машины без номеров с затемненными стеклами, находившиеся в них люди открыли стрельбу по машине Рустама Кауфова, после чего машина врезалась в ограждение и остановилась, рассказала родственница убитого. "Очевидцы события рассказали, что один из людей в камуфляже запрыгнул на капот машины Рустама и стал стрелять ему в голову", - рассказала женщина. Рустам был младшим сыном в семье Кауфовых. В соответствии с местными обычаями он вместе со своей семьей жил вместе с родителями. В новый дом, построенный по соседству с родительским, его семья переехать не успела, также на условиях анонимности рассказал корреспонденту "Кавказского узла" другой родственник убитого. "На сайте МВД выложена информация о том, что Рустам был безработным, но это не совсем так. Официально он не работал, но у него были своя ферма и свой сад. Не государство же кормило его семью!" - сказал мужчина. По его словам, Рустам был религиозным человеком, но ранее никто из правоохранителей претензий к нему не имел. Бороду он не носил, и ничто в его внешности не указывало на то, что он исповедует ислам, утверждает источник. "Оружия у него не было, и стрелять в полицейских ему было не из чего", - заявил родственник Рустама Кауфова. В отношении Кауфова возбуждено уголовное дело, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в следственном управлении СК по Кабардино-Балкарии. "Дело возбуждено по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и по ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и боеприпасов)", - рассказал руководитель пресс-службы следственного управления Анзор Казаров. "Полной ясности в этом деле стоит ожидать от следствия", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель пресс-службы ведомства Марина Кясова. Автор: Елена Романова; корреспондент "Кавказского узла" источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/228585/
ХАКУАШЕВА М. А: ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - ОБОРОТНАЯ СТОРОНА БЕССИЛИЯПоследние несколько лет Интернет изобилует фальсифицированными заказными статьями, которые продолжают множиться в геометрической прогрессии. Проводниками новых мифов порой выступают центральные газеты (например, одна из последних фальсификаций была опубликована в «Литературной газете» (17-23 октября 2012 г., №41, С.З): статья Алексея Полубота «Насильственное благодеяние»), телеканалы... Фальсификаторские перепевы заказных авторов, далеких от сути проблемы, подхватываются другими, еще менее компетентными, отчасти отрицаются третьими. Фальсификация фальсификаций... Их так много, что отвечать на каждую нет никакой возможности. Впрочем, ответ вряд ли будет услышан. Важно запустить фальшивый «пробный шар», не имеющий никакого отношения к исторической правде, и повлиять на общественное мнение, направив его в сторону еще одного мифа. При этом ни газеты, ни каналы, ни заказчики не несут никакой ответственности за происходящее. Но кому нужна эта кампания? Зачем в этот неумолчный хор вступают новые голоса, которые всегда были бесконечно далеки от проблем черкесов, только сегодня о них услышали, но живо откликнулись? Очевидно, настали такие времена, когда можно заработать неплохие бонусы (и не только) заказным политикам и заказным ученым. «Список гайд-парков» оказался вне законаПрокурор Кабардино-Балкарии обратился в Верховный суд республики с иском о признании незаконным постановления правительства КБР, утвердившего так называемый «Перечень единых мест...» («Газета Юга" N312, 25).
Напомним, в конце 2012 местный парламент принял закон «О проведении публичных мероприятий в КБР», в котором распространил запрет на их организацию практически на все объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, а также прилегающие к ним территории. В то же время до его вступления в силу 1 марта и в соответствии с федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» власти должны были определить в каждом населенном пункте республики места, где гражданам массово собираться для обсуждения «общественно значимых вопросов» все-таки можно. Так 28 февраля в КБР появился «список гайд-парков», в который вошли спортплощадки, скверы, дома культуры, площади перед зданиями местных администраций и даже стоянки. В иске прокурора указывается, что из 136 «специальных мест» законодательству соответствуют только 38 Отмечается, что перечень «нарушает принципы, цели и задачи реализации гражданами права публичного выражения общественного мнения». Прокурор просит обязать правительство республики «устранить препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц прав и свобод в сфере организации и проведения публичных мероприятий». Тимур Бахов
Адыгский и балкарский могут стать исчезающими языками?
17 июля 2013 г. в Кабардино-Балкарском институте бизнеса прошел Круглый стол, посвященный проблемам правового обеспечения статуса государственных языков Кабардино-Балкарской республики - адыгского и балкарского. В работе Круглого стола приняли участие представители органов власти, общественных организаций, научной и творческой интеллигенций, учителя родных языков, представители СМИ.
К. Мальбахов. Иван де Шаекк – певец во стане русской аристократииВ череде далеких и близких исторических событий и имен мы порой неожиданно сталкиваемся с отдельным персонажем или отдельным эпизодом, которые помогают нам лучше понять прошлое, более точно представить себе время и смысл минувшего. К таковым персонажам относится и Иван де Шаекк. Карл Людвиг Иван де Шаекк родился в 1865 г. в Женеве, умер в 1926 г. в Париже. Его отец, Адольф Мартин, был австро-венгерским консулом в Женеве. Подобно многим, Иван де Шаекк, в поисках успеха и карьеры отправился в Россию, где ему суждено было несколько лет обучать детей Великого князя Владимира, а затем 21 год оставаться личным секретарем одного из них – Великого князя Бориса. С ним он в разные годы совершил кругосветное путешествие, побывал в Сиаме, Маньчжурии, на Кавказе. Иван де Шаекк оставил после себя несколько дневников, которые, будучи изначально историко-документальными, тем не менее представляют из себя высокохудожественные произведения, отличающиеся изысканными словом и мыслью. Они свидетельствуют об исключительной образованности и редком литературном таланте Ивана де Шаекка. Вызывает сожаление то, что нам мало известно о жизни этого незаурядного человека, и еще более удручает, что его работы не знакомы русскому читателю. Дабы как-то исправить положение дел, мы и предлагаем перевод последнего дневника Ивана де Шаекка. В лихие 1918–1919 годы де Шаекку суждено было оказаться на Кавказе, где он вел «Дневник одного свидетеля», в котором запечатлены события, что происходили в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках и Кабарде до августа 1919 года. В 1920 году этот дневник под названием «Большевистская буря» был опубликован в дюжине номеров парижского «Нового журнала» (La Nouvelle revue. – Paris, № 45, 46, 48, 1920.) Свидетельства де Шаекка еще раз возвращают к одной из самых трагических и переломных вех российской истории. В хаосе кровавых страстей большевистской «пугачевщины» проявлялись не только классовые противоречия, шло столкновения добра и зла, варварства и цивилизованности, верности и предательства, гнусности и благородства. Отнюдь не сторонними наблюдателями происходившего тогда в России стали горские народы Кавказа, в том числе и кабардинцы, представшие на страницах «Дневника» защитниками жертв насилия и унижения, к какому бы классу или политическому лагерю те ни относились. У моего народа, казавшегося многим «диким» и «отсталым», обнаружился нравственный иммунитет, удержавший его от того, чтобы творить зло под самыми высокопарными лозунгами. У него очень прочными оказались понятия верности, долга, справедливости. Перед читателем выстраивается галерея знакомых исторических лиц, череда известных и неизвестных событий. Отречение и арест царя, жизнь российских столиц, бегство «бывших» на Кавказ – далекий, но ставший близким и часто посещаемым элитой российского общества, жаждавшей обнаружить здесь, на окраине, успокоение и защиту от творимого в центре империи. Однако революция опередила их в пути, и когда они ступили на перрон кисловодского железнодорожного вокзала, жестокие испытания, от коих они бежали, настигли их. Среди главных персонажей этой драматической истории были и члены Царской семьи – Великая княгиня Мария Павловна с сыновьями Борисом и Андреем. Мария Елизавета Элеонора, в православии Мария Павловна, внучатая племянница Вильгельма I, в 1874 году вышла замуж за Великого князя Владимира Александровича, третьего сына царя Александра II. В этом браке у нее родилось пять детей: Александр, Кирилл, Борис, Андрей и Елена. Мария Павловна была известна изысканным вкусом, она регулярно заказывала – особенно у Картье – коллекции драгоценностей, коими восхищались все европейские дворы. Ежегодно по нескольку месяцев она проводила в Париже, вращаясь в высших аристократических кругах Европы. Будучи с 1909 года вдовой, но гордая тем, что дала жизнь трем крепким и красивым сыновьям, она не только мечтала, но и пыталась сделать все, что бы позволило одному из них взойти на царский престол. Но этому не суждено было сбыться. Уже после революции, за границей, Мария Павловна отдаст изумруды Борису (некоторые из них оказались позднее у актрисы Элизабет Тэйлор), рубины – Андрею, бриллианты – Елене, а жемчуга – Кирил-лу. Среди драгоценных вещей было несколько творений Фаберже. Мария Павловна известна была в России под именем «Великая княгиня Владимир». Дело в том, что на свадьбу супруг подарил ей изготовленную из жемчугов и бриллиантов тиару, вошедшую в ювелирные каталоги под названием «Владимир». В эмиграции Мария Павловна проживет недолго, от пережитых волнений она скончается в 1920 году, во Франции. На следующий год ее дочь продаст тиару, которая ныне является парадным украшением английской королевы Елизаветы II. Мария Павловна после смерти Великого князя Владимира унаследует от мужа должность президента русской Академии художеств. Вот почему многие русские художники не прочь были написать портреты своей благодетельницы. Среди них был и знаменитый Кустодиев. Великий князь Андрей (1879–1956) окончил Михайловское артиллерийское училище и Александровскую военно-юридическую академию. С 16 лет служил в армии (до осени 1916 г.). Он вел дневники и слыл весьма образованным и талантливым человеком. Уже в эмиграции он женился на знаменитой русской балерине Матильде Кшесинской, предмете первой пылкой юношеской любви Николая II. Это ей царь построил в Петербурге дворец, с балкона которого большевик Ленин будет выступать в октябре 1917-го. Матильда Кшесинская тоже оказалась героиней дневников Ивана Шаекка. С лета 1917 года она жила на вилле в Кисловодске, тоже когда-то подаренной ей Николаем II. Именно в этой вилле однажды, после долгих месяцев тайного пребывания в кабардинских селах, где она спасалась от большевиков, Андрей, в окружении охраны из кабардинской знати, появился на своем скакуне. В горах у него отросла борода, и «Маля» (Матильда), увидев его, чуть не расплакалась: Андрей как две капли воды стал походить на тогда уже погибшего императора. Спутником Владимировичей, пережившим совместно с ними все их приключения на Кавказе, был Леон Манташев, один из сыновей Александра Манташева, создателя нефтяной империи в Баку. Удачливый предприниматель, он сумел приумножить имущество отца. В 1914 г. капитал корпорации «Ал. Манташев и K°» оценивался в 20 миллионов рублей. При этом, как ни странно, Леон слыл кутилой и повесой, к тому же, человеком довольно экстравагантным. Когда в 1913 г. царь Николай II приобрел к своим 37 автомобилям и темно-синий лимузин Rolls-Royсe с французским кузовом, Леон Манташев заявил, что «беднякам Романовым по карману лишь один такой автомобиль», и купил себе два Rolls-Royсe. По иронии судьбы, Леону суждено будет умереть за рулем такси в Париже в 1954 году. А ведь до революции у него были дворцы, ипподром, конюшня в Петербурге... Уже в эмиграции он сумел через суд заполучить от одного из компаньонов по нефтяному бизнесу 18 млн. франков – и растранжирить все до последнего. Довольно близко знал его Алексей Толстой, красочно описавший приятеля в романе «Эмигранты». Оказавшись в 1917 г. в Кисловодске, Леон Манташев часто предоставлял Владимировичам свой особняк, получивший название знаменитой крепости «Карс». Главным персонажам «Дневника одного свидетеля» с превеликим трудом удалось добраться до Кисловодска. Но в Пятигорске местный Совет вскоре был распущен фронтовиками. В течение нескольких дней власть находилась в руках самых неистовых «максималистов». В ночь с 6 на 7 августа их лидер отправил в Кисловодск вагон с солдатами, чтобы захватить Великих князей Бориса и Андрея. Тяжкое испытание выпало Великой княгине Марии Павловне, когда солдаты вырвали у нее двоих ее сыновей, дабы отвезти пленников в Пятигорск. Повсюду неслись слухи об арестах, обысках, расстрелах. Великие князья укрываются в горах, в ауле черкеса Мурзабека Конова, предоставившего им кров и полную защиту. Мурзабек Конов являлся одним из самых влиятельных людей этой местности. Он был последним старшиной селения Коново (Къуэнхьэблэ – ныне Нижний Куркужин) в начале XX века. В 1906 году ему были отданы в аренду на тридцать лет источники нарзана под горою Эльбрус, известные у горцев под названием «Джылы-суу». Он был награжден золотой и серебряной медалями «За усердие» для ношения на Аннинской и Станиславской лентах. Великие князья оставались в их альпийском уединении более месяца под гостеприимной кровлей Мурзабека Конова, настоящего великана, наделенного не только огромной физической силой, но и доброй душой. Только месяцы спустя, когда Шкуро захватит Кисловодск, стало возможным возвращение Великих князей. Уже другой кабардинец, Тамбиев, спешно отправился на поиски Бориса и Андрея, дабы вызволить их из укрытия. Эскорт Тамбиева в пути был окружен отрядом красных. Тамбиев и сопровождавший его племянник были взяты в плен и отвезены в Пятигорск, где оба позднее были расстреляны. Что касается Великих князей, позднее они сумели воссоединиться с матерью. Иван де Шаекк первым описал грустную судьбу русской аристократии после революции. Только благодаря «Дневнику» австрийца де Шаекка, мы имеем сегодня возможность прочитать о тех удивительных событиях во всех подробностях и лицах. Сохранение этого «Дневника» стало настоящим подвигом самого де Шаекка. Если бы рукописи были найдены, автор неминуемо поплатился бы за это жизнью. Пожелтевшие листы «Дневника» могут поведать о том, в каких неожиданных местах хранилась рукопись – под шкафами, в мусорных корзинах, рукавах пальто, складках гардин, в отверстиях разрушенных стен, под открытым небом... Но, видимо, Богом было предначертано, чтобы сегодня мы имели возможность прочесть эти строчки. Источник: "Новый Журнал" №217, 2013 (Литературно-художественный журнал русского зарубежья)
Валерий Хатажуков: в КБР права людей грубейшим образом нарушаютсяРуководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра — член общественной палаты КБР Валерий Хатажуков о результатах выездного заседания Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека в Грозном беседует с корреспондентом «Кавказской политики» Залиной Арслановой ___ - В Нальчике аналогичное заседание Совета два года назад прошло в закрытом от журналистов режиме. Тогда говорили о проблемах противодействия экстремизму. О чем речь шла в Грозном, какие проблемы затронули вы в своем докладе? - Заседание тоже было посвящено ситуации на Северном Кавказе, вопросам террористической угрозы в регионе. В своем выступлении я говорил о необъявленной войне, которая у нас идет. Каждые два года лидеры террористического подполья уничтожаются, но через короткое время управляемость восстанавливается, все начинается сначала. Когда 13 октября 2005 года произошло нападение на Нальчик, все посчитали это недоразумением. Эксперты говорили, у кабардинцев и балкарцев в историческом, культурном плане нет факторов, которые способствовали бы развитию исламистского проекта. Через два года мы получили профессиональное подполье. Сначала его возглавили Мукожев, Астемиров. Разные аналитики говорили тогда, что никакого развития не будет, все держится только на лидерах, с их уничтожением подполье само распадется. Не стало Мукожева и Астемирова, но подполье есть, а сейчас мы получаем лидеров совсем другого качества – более радикальных, менее управляемых. Я говорил о причинах происходящего. Молодых людей, которые разделяют радикальные идеи, не становится меньше. Но наше общество не ставит вопросы почему это происходит? Что способствует распространению идеологии вооруженного джихада? В республике нет научных исследований по этой проблеме, мы не знаем социальный портрет этих людей, не известны мотивы, которые заставляют уходить в подполье. В нашем институте гуманитарных исследований нет даже сектора религиоведения. Странно, что в таких условиях нет этого направления исследований. В докладе я говорил еще о комиссии по адаптации боевиков. В Кабардино-Балкарии она была создана в январе прошлого года. За полтора года работы не видно практических результатов. Люди, которых эта тема интересует, даже не знают о существовании такой комиссии. В КБР ни один человек еще не обратился к членам комиссии, хотя в Дагестане она работает довольно успешно. 60-70 человек были выведены из подполья и возвращены к мирной жизни. А у нас никто даже в лицо не знает ее руководителя генерала Ешугаова. К сожалению, этот ресурс не используется. В комиссии должны состоять авторитетные, уважаемые люди, которые готовы брать на себя ответственность за то, чтобы говорить участникам подполья нелицеприятные вещи об их деятельности. Встречаться с силовиками и указывать им на нарушения, допускаемые во время различных операций. Месяца три назад на радио КБР мы с журналистом Муртазом Пачевым сделали программу про комиссию по адаптации, но ее запретили выдавать в эфир. Самого Муртаза отстранили от работы. Программу объявили неформатной. Я был готов повторить все, что говорил в том формате, в котором хочет руководство радио. Но на мое предложение ответили молчанием. Есть и другие проблемы, которые способствуют осложнению ситуации в Кабардино-Балкарии. Например, идет сворачивание национально-культурных программ. Закрываются классы с преподаванием на родных языках, процентов на 25 сократилось время на обучение. Тиражи книг на кабардинском и балкарском языках уменьшились. Главная задача национальных республик – решение вопросов сохранения и развития родных языков. Кабардино-Балкария — это форма самоопределения кабардинского и балкарского народов. Сворачивание национальных программ может осложнить ситуацию в республике. Это способствует радикализации национальных движений, провоцирует сепаратистские идеи. Этот вызов надо принять к сведению. Я говорил об этом на форуме. Конечно, не мог не коснуться проблемы черкесской диаспоры в Сирии. В стране гуманитарная катастрофа. По нашим данным уже погибли около 500 наших соотечественников. Россия по существу предает интересы своих граждан – нас, оставив без внимания проблему соотечественников в охваченной войной стране. Сейчас обсуждается проблема депортации из РФ сирийских студентов. Все это может подорвать доверие к федеральной власти. - Какие пути решения всех этих проблем вы видите?
- На форуме ставился вопрос: как гражданское общество может повлиять на ситуацию на Кавказе. Здесь хочу высказать свое мнение об институтах гражданского общества. Есть критерии, по которым можно определить есть ли гражданское общество в стране или нет. Все зависит от того, насколько общество может влиять на процессы формирования власти и контролировать ее. Если подойти с этой точки зрения, ни о каком гражданском обществе в России и на Кавказе говорить не приходится. Без прямых свободных выборов о гражданском обществе и речи быть не может. На Кавказе прямые выборы отменили. Властные элиты говорят о сложной этнической ситуации, намекают, что народ не может привнести в свою культурную почву либеральные идеи. Надо признать, между кабардинцами и балкарцами есть противоречия. Те, кто выступают против прямых выборов, утверждают, что они приведут к антагонизму. Но противоречия между народами объективны. Такие же могут возникнуть между соседями или братьями. Подавляющее большинство жителей Кабардино-Балкарии уверены, республике нужна открытая, честная, прозрачная власть. Это возможно только через прямые выборы. Не имеет никакого значения, кто будет у власти, представитель какого народа, только при условии, что он пришел к власти в результате прямых выборов, с соблюдением всех демократических процедур, честной конкуренцией. Тогда общество сможет установить контроль над властью. Так будут решаться проблемы экономики, безопасности, межэтнических отношений. А сейчас Кремль строит свои отношения с республиками Кавказа, как метрополия с колониями. У нее есть марионеточные ставленники. Народ их не выбирал. Кремль дает деньги, бюджет, говорит, делайте, что хотите, но держите своих соплеменников в узде. - Вы упомянули, что только прямые выборы могут решить проблемы терроризма, экономики. Получается, что те, кто выступают за отмену прямых выборов на Кавказе, не заинтересованы в их решении? - Получается так. Какое отношение к власти мы с вами сейчас имеем? Мы ее выбирали? Нет, нам ее назначили, она защищает не наши интересы. Какие у нас есть рычаги воздействия на власть? В Конституции РФ четко сказано, источником власти является народ, а каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. Не только региональные власти, но и муниципальные назначаются. Таким образом, идет отторжение народа от власти. Почему наши люди не выходят на митинги, не выступают против террора, против того, что их не устраивает? Я это объясняю очень просто – общество дистанцировалось от власти, отчуждение увеличивается. В Пакистане, в Иране, в других странах, не столь развитых в демократическом плане, проходят прямые выборы. Пусть и с некоторыми оговорками. Почему у нас не так? - Тут хочу вспомнить про выборы главы поселка Эльбрус в октябре прошлого года. Жители поселка проявили крайнюю активность и получили того человека, которого хотели. Почему же невозможно провести честные выборы глав регионов?
- Сколько раз приходилось наблюдать за тем, что одни кандидаты имеют особые привилегии. Вот, например, на одних из выборов, мой наблюдатель поймал за руку человека, который бросал в урну пачку заполненных бюллетеней. Председатель избиркома отказался подписывать акт о нарушении. Не надо преподносить наш народ глупым, наивным. Люди разберутся за кем идти. В республике было много самых разных лидеров, которые звали людей за собой. Но где они сейчас? Те, кто выступает против выборов, понимает свою ошибку. Просто им это не нужно. Они боятся, ведь при равных условиях за них мало кто проголосует. - Если вернуться к проблеме безопасности. От людей приходятся часто слышать, что все это хорошо спланированная силовиками ситуация. Спец мероприятия проводятся раз в два месяца, как раз в тот момент, когда нужно отчитаться о проделанной работе
- Такие разговоры тоже слышу. Нельзя утверждать, что никаких предпосылок для тревоги нет и все, что происходит — это манипуляции. Ведь реально есть молодые люди, носители идей насилия. Изучая их биографии, часто думаю, что же произошло. В детстве он не падал, с голоду не умирал, семья хорошая, учился в школе, поступил в институт. Но наступает момент, когда человек уходит в «лес» и начинает убивать людей. Он верит, что встал на правильный путь, что делает джихад. Эти факты есть. Нельзя отрицать наличие идеологии и ее последователей. Конечно, есть силы извне, заинтересованные в обострении ситуации в регионе. 13 октября 2005 года, после нападения на Нальчик, было бы логично провести форумы наших народов, общереспубликанские сходы, на которых люди смогли бы говорить о причинах ситуации, и как избежать ее повторения. Но ничего не было. Ни одной попытки разобраться в причинах произошедшего. Нет ответа на извечный вопрос, что делать дальше? В прошлом году в Кабардино-Балкарии было убито 140 человек, 10 человек пропали без вести – они похищены. Пострадали 150 человек – кабардинцы, балкарцы. В Баксане соседи, молочные братья, поубивали друг друга. Две фамилии теперь кровники. Были случаи потасовок на кладбище, когда люди не позволяли хоронить этих молодых людей рядом со своими родственниками. Сейчас в семьях погибших полицейских и боевиков подрастают дети. Они растут в атмосфере ненависти друг к другу. Противоречия заложены на многие годы вперед. - На улицах наших городов и сел становится все больше людей, одетых по канонам ислама. Девушки носят не просто хиджаб, а одеты в никаб Они закрыты полностью, вплоть до перчаток на руках. Мужчины отпускают длинные бороды. Делать вид, что их нет, конечно, нельзя.
- Да, нужен диалог, общенациональная дискуссия. Ее участниками должны быть все, несмотря на бороды, длинные или коротки юбки. Единственное и принципиальное условие – отказ от насилия, причем со всех сторон. Власть может применять регламентированное, законное насилие против преступников. То, что мы называем внесудебными казнями, выше говорили о похищенных людях – это насилие не делегированное. Без суда и следствия нельзя никого убивать. Если человек хочет жить и работать на основе государственных законов, несмотря на веру, одежду, другие атрибуты, он должен обладать равными правами со всеми представителями общества. - Мне кажется, в такой ситуации роль духовенства возрастает в разы. Наверное, они должны были быть инициаторами диалога. Но, к сожалению, они больше походят на недоступную, закрытую государственную структуру - Да, по-хорошему, именно они должны были быть лидерами, которые повели бы за собой молодежь. Духовенство призвано доказывать людям, что путь избранный ими не правильный, должны обосновывать это примерами из религии. Но попытки повлиять на молодежь носят формальный характер, они не доходят до адресатов. Как мы хотим решить проблему, если не воздействуем на конкретных носителей идей? Если мы с ними не говорим? - Наименование Совета заканчивается словами «по правам человека». Права человека на Кавказе только декларируются на бумаге или они все же есть?
- Весь наш диалог сводится к тому, что в КБР права людей грубейшим образом нарушаются. У нас нет права на честные выборы, нет права избирать и быть избранным. Мы говорили о фактах насилия над людьми, в том числе со стороны властей и подполья. Убийства журналистов, бизнесменов не имеют ничего общего с исламом. Нарушения со стороны силовиков, похищения — все это имеет место быть. Самый главный институт демократического государства – суды, тоже не работает. О каких же правах можно говорить? Только о праве силы. Так что ваш вопрос риторический, ответ и так ясен. Залина Арслановна источник: http://kavpolit.com/valerij-xatazhukov-v-kbr-prava-lyudej-grubejshim-obrazom-narushayutsya/
|
лента новостей
посещаемость
|