Опубликовано в

Жители Кабардино-Балкарии назвали нападение на Нальчик незабываемой трагедией

Автор: Кавказский Узел*

В пятнадцатую годовщину атаки боевиков на Нальчик очевидцы поделились в соцсетях воспоминаниями об этих событиях, почтив память погибших. Тогдашний глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков в числе причин нападения назвал излишне жесткое отношение властей к религиозной молодежи.

В Кабардино-Балкарии прошли памятные мероприятия

В Урванском районе Кабардино-Балкарии к сегодняшней годовщине открыли памятник с именами 13 погибших правоохранителей, говорится в сообщении на сайте МВД Кабардино-Балкарии. «Дата 13 октября стала Днем памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга в Кабардино-Балкарии, родные, коллеги и товарищи по сей день хранят в своих сердцах светлую память о героях», — процитировал ТАСС министра внутренних дел республики Василия Павлова.

Сегодня в 9 часов утра в сквере возле мечети в Нальчике прошло возложение цветов к памятнику погибшим сотрудникам полиции. Из-за эпидемии коронавируса число участников мероприятия было ограничено представителями руководства республики, а традиционный митинг и вовсе отменили. Присутствующие почтили память погибших минутой молчания, передал корреспондент «Кавказского узла«.

«В этот день мы отдаем дань глубокого уважения стойкости и мужеству тех, кто с оружием в руках защитил нашу республику от боевиков, склоняем головы перед памятью каждого, кто ценой собственной жизни отстоял мир на земле Кабардино-Балкарии», — сказал присутствовавший на возложении цветов глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков.

Вооруженное нападение на столицу Кабардино-Балкарии произошло 15 лет назад, 13 октября 2005 года. Численность совершивших атаку на город боевиков составляла не менее 250 человек. В результате нападения погибли 35 сотрудников силовых структур и 15 гражданских лиц, 129 силовиков и 66 гражданских лиц были ранены. В результате боев в городе были убиты 95 боевиков, говорится в подготовленной «Кавказским узлом» справке.

Тема нападения на Нальчик остается дискуссионной

Тогдашний глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков считает, что одной из причин атаки на Нальчик стало излишне жесткое отношение властей к максималистам из числа молодых мусульман. «Слишком упрощенный и жесткий подход – закрытие молельных домов, грубые меры, методы подавления со стороны милиции — лишь укрепили молодых мусульман-ваххабитов в их убеждениях – это общество жестокое и больное, против него надо бороться, чтобы создать другое – более справедливое и праведное», — написал Каноков на своей странице в Facebook. В числе других причин он указал на «отсутствие внятной молодежной политики после слома эпох начала 90-х, национальной идеи, высокую безработицу, низкий уровень жизни, коррумпированность, закрытость и низкий авторитет чиновников и силовых органов».

Руководитель «Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра» Валерий Хатажуков  напомнил читателям своей страницы в Facebook об интервью, данном в 2015 году республиканскому радио. «Мое отношение к тому, что произошло, причинам, их спровоцировавшим, за эти годы не изменилось», — отметил он.

В интервью Хатажуков, в частности, указывал на необходимость строгого соблюдения законности при проведении контртеррористических операций. «Они неэффективны — все эти внесудебные расправы, похищения, физическое насилие, они не способствуют решению проблемы. Наоборот, зачастую они мотивируют для ухода в подполье», — указал правозащитник.

По его словам, власти своими действиями способствовали эффективности призывов к насилию. «Радикалы, которых никто вначале серьезно не воспринимал, превратились в реальную силу. Они говорили этим молодым людям: вот вы отказываетесь от насилия, и посмотрите, что делает с вами власть», — указал Валерий Хатажуков.

Администратор группы в Facebook «Нальчик в лицах друзей» Казим Тогузаев отметил, что отношение к событиям в Нальчике и сейчас способно расколоть общество в Кабардино-Балкарии. Он призвал не выносить оценок участникам тех событий.

«Экстремисты они, радикалы, или повстанцы, <…> судить не буду, чтобы не вызвать очередной и неуместный, бессмысленный спор <…> и вас прошу воздержаться от оценок личностей и взглядов этих людей, чтобы не расколоться на два «лагеря». Но помнить мы должны, и однозначно могу утверждать, что это не способ установить справедливость, тем более навязать свои ценности другим. Это самый жестокий способ достижения своих целей, и он не правильный, ибо пострадали мирные люди, простые служители закона. Так же, с другой стороны, пострадали родственники этих людей, перенеся гибель своих близких, перенеся аресты и обыски», — написал сегодня Тогузаев.

Боевик раскаялся в нападении на Нальчик

Сегодня Омское областное телевидение представило новый документальный фильм режиссера Антона Парахина «Исповедь террориста. Путь к миру». Фильм содержит интервью с вдовами и матерями погибших, а также с одним из нападавших — Зауром Сокмышевым, который отбывает наказание в колонии. Сокмышев рассказывает, что входил в одну из групп боевиков численностью 14 человек, которая была брошена на штурм здания силовой структуры — Центра Т. «На тот момент я считал, что я делаю правильные вещи, чуть ли не святое дело», — заявил Сокмышев в ответ на вопрос интервьюера о том, тяжело ли было взять в руки оружие и напасть на город.

Сокмышев сказал, что раскаивается. «Это действительно была исповедь <…> Не было впечатления, что человек пытается заработать себе УДО таким образом», — отметил режиссер Антон Парахин в эфире Омского областного телевидения.

«Кавказский узел» также сообщал, что судебный процесс по делу о нападении на Нальчик продолжался с 2008 по 2014 год. Пятеро из 56 подсудимых были приговорены к пожизненному сроку. Многие осужденные жаловались в ЕСПЧ на пытки, нарушение прав на свободы и несправедливое судебное разбирательство. Уже в июле 2020 года житель Нальчика Рустам Дзуев был обвинен в том, что во время службы в МВД передал оружие, боеприпасы и взрывчатку боевикам банды Шамиля Басаева, которая совершила нападение на Нальчик в 2005 году.

Пользователи соцсетей вспомнили о трагических событиях 15-летней давности

В комментарии к публикации на странице Арсена Кокова пользователь соцсети Алмасхан Барцыц рассказал, что в дни нападения на Нальчик был студентом-медиком. «Трагические события 13 октября 2005 г. встретил вместе с моими одногруппниками, студентами 5-го курса медицинского факультета КБГУ в республиканской больнице, где проходили занятия по хирургии. Начали привозить раненых и убитых. Помогали как могли…», — пишет он.

У пользовательницы Instagram kazeta6762 13 октября 2005 года должны были оперировать сына. «Я стояла у дверей республиканской челюстно-лицевой хирургии. Внезапно послышались звуки стрельбы, а потом к больнице подъехала белая «Волга», изрешеченная выстрелами. Водитель вынес на руках девушку, всю в крови. И сказал, что их обстреляли у второго отделения милиции. Никогда не забуду тот шок, который испытала тогда!» — написала она в паблике 07.news.

«Хвала Всевышнему, что уберег мою мамочку в тот день», — написала там же erizhokova_aiza.

Нальчикская трагедия «обросла ярлыками, сплетнями, враньем», отмечается в сегодняшней публикации в паблике Adyghe Heku в Facebook. «Ее используют в пропагандистских целях. И за всей этой возней не слышно ни одного слова правды, только плач матерей, сестер, жен, потерявших своих родных в этой бойне», — заявил автор публикации.

Пользовательница соцсети Lubov Tkach рассказала, что ей «почти каждую ночь снился расстрелянный город». «Я помню, что очень тяжело это перенесла… естественно волновалась за близких и знакомых людей… помню, что в это время очень тяжело было связаться с Нальчиком, телефонные линии были перегружены», — написала она в комментарии к перепосту публикации Adyghe Heku на странице Ольги Эфендиевой-Бегрет.

Рассказали о днях нападения на Нальчик и читатели страницы главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова в Instagram. «Конечно, скорбим по погибшим, было очень страшно. Дочке было 10 месяцев. Мы вдвоем сидели в частном доме, муж нес службу в страшные дни», — написала ohana_mir_. «Даже страшно вспоминать. Унесло жизни ни в чем не повинных людей», — отметил 1986suzi.

«Помню, как вчера. Помню, как мы с работы выбежали, не знали, куда бежать. Домой не попадешь, потому что стреляют. Спасибо парню, который мимо проезжал. Посадил нас в машину и помог выехать из центра», — рассказала в паблике «Патриот КБР» e.tleuzheva.

«Я тоже этот [день] никогда не забуду! Погиб мой любимый племянник!» — высказалась там же bashoralena. «Я тоже никогда не забуду этот ужас… Жила тогда на углу ул.Ногмова и Горького. За 10 минут собиралась в «Детский мир» за продуктами — хорошо, что не вышла. Очень страшно было, особенно от непонимания ситуации, что это и почему», — вспоминает eleonor.ka. «Никогда не забуду! Я тогда попала прямо под обстрел по пути из рынка «Дубки». Было очень страшно», — написала mia_54_. «Невозможно забыть трагедию такого масштаба! Страшно вспоминать весь пережитый ужас! Оттого еще больше ценишь и любишь жизнь. Жаль погибших. Светлая им память», — написала fatya_hatsukova_07.

«Я в тот день поехала в Нальчик. Доехала только до автостанции. Все бегут, непонятно что, и стрельба. Села в ту же маршрутку и уехала обратно. Но этот страх помню до сих пор», — поделилась liudmilashorma. «Пусть такое никогда не повторится — очень больно было смотреть на это, светлая память погибшим», — написала daurova1973.

«Как сейчас помню: я в 9-м классе 9-й школы на уроке литературы, услышали все взрыв и насторожились. Учительница успокоила: мол, наверное, ничего страшного. Но через несколько минут второй [взрыв]. Всех организованно вывели, без паники — благо, со двора школы есть выход в пожарную часть, которая на Пачева, всех детей отвели туда. Тогда только появлялись у детей сотовые телефоны, мне как раз подарили Siemens на день рождения в сентябре. Я не могла дозвонится до родителей, но все, кому давала свой телефон, с первого раза дозванивались, но не я. Меня, одноклассницу забрал папа другой одноклассницы. Они жили в доме напротив пожарной части на пятом этаже. Мы вышли на балкон, с разных мест были видны клубы дыма после взрывов, а по дороге во двор заезжала <машина>, вся как решето», — рассказала bmw_nalchik.

«В этот день поехали на Горячку. Ходим по рядам, и у одного продавца стоял маленький телевизор, а там — «в Нальчике война». В панике все бросили — и обратно. Дороги перекрыты, полями как-то заехали. Вертолеты кружат над головами. Знакомым звоним, а там такие слухи пошли: школы, сады захвачены, маршрутки с людьми обстреляли… Я работала в интернате, не передать эту атмосферу, когда на памяти Беслан, боялись за детей. Я помню, как детки хлеб и воду прятали — если вдруг, как там, будет, запасались», — написала marianabeeva.

«У меня супруг работал в органах. В этот день он забежал домой, переоделся и второпях, сказал что напали на Нальчик. <…> Куда он ушел, я не поняла. Помню, как я выбежала во двор, и со страху и на нервной почве начала собирать орехи, которые не люблю. Мне за себя не было страшно вообще», — вспоминает zuhrabapinaeva.

«Самый страшный день… Как же быстро пролетело время! А в памяти все свежо и до мурашек боязно… Светлая память всем, кто защищал нашу республику! Невинно погибшим! И глупо потерявшим себя…» — написала amina555mamukhova.thakumacheva.

Автор: Людмила Маратоваисточник: корреспондент «Кавказского узла»Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/355294/ 

*ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Яндекс.Метрика