Автор: Газета Юга, 11.07.19 №27 (1318)
Нальчикский городской суд продлил срок содержания под стражей бывшего председателя правления КБ «Бум-Банк» Каншоби Ажахова до 7 сентября (руководитель следственной группы просил до 5 октября).
Первоначально дело было передано судье Людмиле Суровцевой, но после того как адвокаты обвиняемого заявили ей отвод (как и всему составу суда), оно попало к Аслану Маржохову.
Адвокаты в апелляционной жалобе отметили, что в постановлении Маржохова дословно приведены формулировки из актов Асият Юсуповой («Газета Юга» №9) и Арсена Сарахова («Газета Юга» №23), которые продлевали срок содержания под стражей Ажахова ранее. Маржохов, «переписывая» постановление Сарахова, «даже не вник, что рассматриваемое им ходатайство датировано иным числом, и, используя шаблон в электронном виде, оставил дату 25.04.2019 г.».
Один из аргументов следствия — Каншоби Ажахов через неизвестных лиц якобы угрожал Анжеле Алоевой, которая, по данным защиты, является сестрой адвоката потерпевших Ирины Хурзоковой («Газета Юга» №26). Адвокатами было приобщено постановление заместителя прокурора КБР Игоря Дармилова, в котором указано: «сведения о попытке Ажахова К.М. оказать давление на Алоеву А.К. следствием не проверены, и убедительных данных, свидетельствующих об этом, не имеется».
Сразу после возбуждения уголовного дела 9 октября 2018 мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении Каншоби Ажахова была избрана под предлогом наличия у него загранпаспорта и возможности посредством него скрыться. В настоящее время загранпаспорт у него отсутствует, но судья упустил это из виду.
Не принято решение по заявленным стороной защиты и другими лицами ходатайствам об избрании в отношении Ажахова личного поручительства, залога (о нем просили родственники обвиняемого) либо запрета определенных действий- инициаторы этих ходатайств о месте и времени их рассмотрения не извещены. Маржохов, по мнению адвокатов, не заметил, «что к нему на рассмотрение поступили ходатайства, которые предыдущему судье не заявлялись».
В ходе заседания адвокат обвиняемого Евгений Андриенко, который несколько раз пытался зачитать заявление об отводе председательствующего, был удален из зала, поскольку Аслан Маржохов счел, что «текст не имеет значения для дела». Адвокат Мадина Корнаева из солидарности с коллегой также покинула зал.
Судья продолжил заседание в отсутствие адвокатов обвиняемого.
Ажахов заявил ему отвод в связи с нарушением права на защиту. Поставив на обсуждение вопрос об отводе, судья удалился в совещательную комнату на один час, заявив, что это одновременно является перерывом на обед.
Ажахов в апелляционной жалобе в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда КБР отмечает: «Ни обед, ни прием лекарств мне не были обеспечены.. Насильно я был оставлен в зале, несмотря на мою просьбу отвезти меня в следственный изолятор. Судья Маржохов А. В. одновременно заявил мне, что я буду присутствовать в зале, но мои слова в протокол заноситься не будут…
Иначе как пыткой назвать поведение Маржохова А.В. невозможно. Решение суда по ходатайству следователя было оглашено судьей Маржоховым А.В. примерно в 01 час 20 минут. Копию постановления мне вручили в 02 часа 10 минут. Из здания суда я был вывезен около 3 часов ночи…»
Ажахов попросил Верховный суд КБР вынести в адрес Аслана Маржохова частное постановление: «Этот случай, безусловно, беспрецедентный и показывающий, что любой человек в прямом смысле этого слова может быть лишен своего конституционного права на защиту судом произвольно, а статус адвоката для чиновника в мантии — не более чем формальность».
Тимур Бахов
