Автор: Газета Юга, 19.07.18 №28 (1268)
Более 200 жителей с. Хатуей обратились в Государственную думу РФ в связи с изменениями в федеральный закон об образовании («Газета Юга» №27), протестуя против перехода на «добровольное обучение родным языкам».
Назвав законопроект «антинародным», они высказались за обязательное изучение родного языка «каждым представителем нашего народа».
Как стало известно членам инициативной группы, созданной в связи с переменами в названном законе, представители управления ФСБ по КБР встречались с руководителями Лескенского района и администрации с. Хатуей, выясняя обстоятельства появления обращения в нижнюю палату парламента. После этого руководители района и села общались с теми, кто писал письмо в Госдуму.
13 июля в селе состоялась встреча членов инициативной группы с представителями районной администрации, директорами школ, учителями родного языка и общественностью.
Заместитель главы администрации Лескенского района Мухарби Афаунов отметил, что после обращения в Думу ряд организаций «упрекали» районное руководство, «почему они написали, почему вы не знали, нас не известили»: «Мы им ответили — да, мы не знали. Но это написали наши учителя, мы за это отвечаем. В письме нет ничего, что могло иметь значение для вас. Мы переживаем за наш язык, за подрастающее поколение, поэтому им так ответили.
Мы обсуждали это с главой администрации Лескенского района Сафарбием Инжижоковым. У него такой же взгляд на ситуацию».
Заместитель председателя Координационного совета адыгских общественных объединений Муаед Чеченов разъяснил антиконституционность вносимых в федеральный закон об образовании изменений, отметив, что в соответствии с Основным законом Кабардино-Балкарии кабардинский, балкарский и русский языки являются государственными, и на территории республики они равноправны. А право установления государственных языков республикам дает Конституция России. Кабардинский и балкарский должны изучаться не потому, что они для кого-то родные, а исключительно из их государственного статуса. Он отметил, что в ином случае заложенные в законопроект положения о «русском как родном» позволят отказаться от изучения кабардинского и балкарского языков:«Что такое родной язык, человек определяет сам. Никто не может сказать: твои родители адыги, поэтому твой родной язык адыгский. Вот приходит ребенок в школу. Он после детского сада хорошо знает русский, но у него сложности с родным, особенно в городе. Возникают вопросы: ребенок плохо знает кабардинский, ему будет сложно, лучше подписать бумагу, признав родным русский язык. Родители соглашаются и подписывают бумагу. Такое право даст им обсуждаемый законопроект, если его примут. Но человек сам определяет свою национальность и родной язык…»
Отметив, что депутаты Государственной думы от КБР не голосовали против принятия законопроекта в первом чтении, Муаед Чеченов сообщил, что Адальби Шхагошев звонил членам инициативной группы:
— Он говорит: сделаем все возможное, чтобы во втором чтении изменить беспокоящие нас положения законопроекта. Я ему говорю: вы внесли в документ неприемлемые для наших языков положения.
А что нужно сделать? — спрашивает он.
В законе должно быть положение об обязательном изучении языков народов России как государственных языков республик в составе РФ.
Этого нам не позволят, — ответил Шхагошев.
Чеченов рассказал, что министерство просвещения РФ разослало в регионы учебный план на будущий год: «На языки народов России там отводится один, максимум два часа в неделю. И только до 8 класса. С 9 класса и далее этих языков вообще нет. Одним словом, этот план сверстан по лекалам еще не принятого документа об изменениях в закон об образовании.
Мы не можем с этим согласиться. Нам говорят: раз руководство решило, все равно это примут. И из наших разговоров и возмущений ничего не выйдет. Но мы не можем молчать… Наши слова услышали — в августе будет заседать Совет по межнациональным отношениям при президенте России…»
«До меня дошли сведения, что тех, кто подписал обращение в Думу, пытаются как- то ущемить, что ими интересовались полиция, КГБ. Я хочу сказать: каждый гражданин страны имеет право публично выразить свое мнение по тому или иному вопросу. Мы считаем, что у названных органов нет оснований беспокоиться по этому поводу. Если в отношении вас будут предприниматься какие- либо действия, мы готовы вас защитить», — заявил руководитель республиканского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
«Подписывая обращение, мы думали о будущем. Нам никто не говорил, что мы не имели права на это. Но если и скажут, мы знаем, что выразили свое мнение. Знаем — глава села с нами. Многие, кто не успел поставить подпись, жалели об этом», — сказала преподаватель кабардинского языка Люся Бижоева.
Глава администрации с. Хатуей Анзор Дзахмышев отметил, что в селе не сожалеют о подписях под обращением и не отказываются от них: «В тех органах, куда нас пригласили, мы объяснили: это никак не связано с межнациональной неприязнью. Мы хотим сохранить наш язык, нашу культуру. Для этого всем селом можем подписать”.
Тем временем более 200 жителей с. Псыгансу обратились с открытым письмом к руководству страны, Федерального собрания, к первым лицам республики и представителям КБР в Госдуме и Совете федерации: «Мы не хотим, чтобы наши дети, внуки и правнуки стали русскими».
В обращении отмечено, что депутаты Госдумы от КБР, поддержавшие законопроект, не имеют морального права оставаться в нижней палате парламента.
Тагир Денгалов
