Опубликовано в

В ЕСПЧ направлено 16 новых жалоб по делу о нападении на Нальчик

Автор: Кавказский Узел*

В Европейский суд по правам человека поступили жалобы от пятерых человек, осужденных к пожизненном заключению, и еще от одиннадцати, приговоренных к различным срокам лишения свободы по делу о нападении на Нальчик. Ранее в ЕСПЧ поступило 11 жалоб. Осужденные жалуются на пытки, нарушение прав на свободы и на несправедливое судебное разбирательство. Родственники заключенных и юристы рассчитывают на ускоренное рассмотрение жалоб в связи с тяжелыми заболеваниями, которые диагностированы у ряда заключенных.

Нападение на Нальчик было совершено 13 октября 2005 года, во время боев погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 23 декабря 2014 года суд приговорил пятерых подсудимых к пожизненному лишению свободы, трое были освобождены с учетом отбытого срока, остальные получили от девяти до 23 лет колонии. Апелляционные жалобы на приговор подали 49 из 56 осужденных. Большинство из них утверждают, что были втянуты в события обманным путем. 28 января 2016 года Верховный суд России принял решение об отказе в просьбе отменить пожизненные приговоры пятерым осужденным. При этом остальным фигурантам дела были сокращены сроки наказания.

В ЕСПЧ направлено 16 жалоб пострадавших от пыток, которые проходят по делу о нападении на Нальчик в октябре 2005 года. В Европейском суде по правам человека интересы заявителей представляет «Правовая инициатива» в России. «Некоторые из направленных жалоб уже коммуницированы», — сообщила корреспонденту «Кавказского узла» юридический директор «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова.

Из 16 заявителей Анзор Машуков, Мурат Бапинаев, Аслан Кучменов, Расул Кудаев и Эдуард Миронов приговорены к пожизненному заключению. Остальные заявители: Азрет Шаваев, Азамат Ахкубеков, Расул Хуламханов, Даниил Хамуков, Батыр Пшибиев, Руслан Кучменов, Аслан Беров, А.З. Келеметов, Заур Сокмышев, Хасанбий Хупсиргенов и Амур Хакулов приговорены к различным срокам лишения свободы.

11 заявителей ранее были представлены в ЕСПЧ с жалобами на нарушение ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право не подвергаться пыткам) и ст.5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность). В новых жалобах есть указание на нарушение ст.6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство).

Правозащитники указывают, что в ходе предварительного следствия по делу многие показания были получены под пытками.

«Добивались не только самооговора, но и оговора других подозреваемых… Подсудимые и их представители неоднократно указывали в суде на логические противоречия «пыточных» показаний. Подсудимые заявляли о пытках в суде первой и апелляционной инстанции, подтверждали свои доводы медицинскими заключениями, демонстрировали фотографии и видеозаписи с очевидными следами жестоких побоев, безуспешно пытались добиться расследования пыток. Многие из них исчерпали все доступные средства правовой защиты и подали жалобы в ЕСПЧ. И некоторые эти жалобы уже коммуницированы», — сказала Ольга Гнездилова.

Применение пыток делает любой процесс уголовного судопроизводства несправедливым, заявил юрист “Правовой инициативы” Рустам Мацев.

«Национальные суды мотивировали приговор и апелляционное определение показаниями заявителей, которые были получены у них посредством пыток на досудебной стадии», — добавил он.

Рустам Мацев напомнил, что в ходе процесса умерли двое подсудимых — Валерий Болов и Мурадин Карданов, еще один, Сергей Казиев, умер, ожидая апелляционное рассмотрение, а Мурат Каширгов скончался после прибытия в колонию в Хабаровском крае для отбывания наказания.

«Вызывает опасение состояние здоровья еще двух заключенных, у которых диагностированы онкозаболевания. Это Расул Кудаев и Амур Хакулов», — говорит Рустам Мацев.

Родственники заключенных надеются на ускоренное рассмотрение жалоб

Мать Расула Кудаева Фатима Текаева рассказала, что в мае этого года она ездила к сыну в колонию, которая находится в городе Соль-Илецк Оренбургской области.

«Эту колонию называют еще «Черный дельфин». Почти неделю собирала необходимые для свидания с сыном документы, согласования. А виделась с Расулом всего четыре часа. Через стекло разговаривали, по телефону. Выглядел он неважно, похудел, бледный. Но виду не подавал, что плохо себя чувствует, даже шутил со мной и с братом», — сказала Фатима.

Напомним, осужденный к пожизненному лишению свободы Расул Кудаев на процессе заявил о своей невиновности. Расул Кудаевимеет алиби, но его права были нарушены в суде первой инстанции, заявил правозащитник Олег Орлов. Как говорится в размещенной в разделе «Персоналии» на «Кавказском узле» биографической справке Расула Кудаева, Правозащитный центр «Мемориал»* признал его политзаключенным.

По словам матери, Расул не знает, что у него онкологическое заболевание.

«Я просила …, чтобы сына обследовали и прислали данные обследования. Но прошло три месяца, а из колонии никаких документов я еще не получила. Расул прислал письмо, ему позволено писать домой четыре раза в месяц, из которого я узнала, что никакого обследования не проводят. Более того, у сына начались сильные боли, но и обезболивающих препаратов ему не дают», — рассказала Фатима Текаева.

Она надеется, что поданная жалоба в Евросуд будет рассмотрена и уголовное дело ее сына будет пересмотрено. «Ведь он ни в чем не виноват, об этом говорили все свидетели. Только кому эти показания были нужны?» — сказала женщина.

Амур Хакулов отбывает наказание в одной из колоний Кировской области в городе Киров-Чепецк. Его жена Фатима Сонова рассказывает, что состояние здоровья ее мужа оставляет желать много лучшего.

Амур Хакулов был осужден на 19 лет лишения свободы, ему осталось отбыть около 8 лет. Защита настаивала на том, что Хакулов не мог совершить убийство рабочего, которое ему вменялось. В апреле текущего года он был доставлен по этапу к месту отбывания наказания в Кировскую область. В связи с тяжелым состоянием здоровья он был сразу помещен в «Лечебное исправительное учреждение № 12» в городе Кирово-Чепецке. Родственники Амура Хакулова  опасаются за его жизнь в связи с тяжелым заболеванием.

«Амур инвалид первой группы, у него диагностирована острая почечная недостаточность, на фоне сложного нефрологического заболевания у него происходит сморщивание почек. Одна почка не работает. Лекарства я покупаю, отправляю туда адвокату. Приходится выписывать некоторые препараты из Германии. У нас длительное было свидание, я ему еду готовила. Был суд, думала, что по состоянию здоровья его отпустят. Но суд принял решение оставить его в колонии отбывать наказание. Он не поднимается с койки, слабый, страдает от постоянной боли – вот так он отбывает наказание», — говорит Фатима.

По ее словам, Хакулову нужно делать перитонеальный диализ через каждые два часа. «Но в условиях зоны делать эту процедуру нереально», — говорит женщина.

Представители «Правовой инициативы» рассчитывают, что суд примет жалобы в порядке 41 статьи Конвенции по правам человека.

Когда заболевание носит необратимый характер, заключенный находится в тяжелом состоянии с неблагоприятным исходом, тогда Евросуд рассматривает дела в приоритетном порядке, пояснил Рустам Мацев.

«Мы решили после ознакомления с документами заключенных направить дела заявителей для рассмотрения их в ЕСПЧ приоритетном порядке», — сказал юрист «Правовой инициативы» корреспонденту «Кавказского узла»

Автор: Татьяна Гантимурова; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286894/

*ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Яндекс.Метрика