Главная страницаПравозащитница Ольга Бегретова направила иск к ФСБ
Кратко о деле18 ноября 2022 года сотрудник пограничного контроля в аэропорту города Минеральные Воды задержал Ольгу Бегретову, когда та собиралась вылететь в Стамбул. Бегретову проводили в служебное помещение, опросили, заставили пройти дактилоскопию, сфотографировали анфас и профиль, взяли биологический материал из полости рта и изъяли телефон. В ответ на вопросы правозащитницы, один из сотрудников погранслужбы сослался на закон «О ФСБ России» и Постановление Правительства № 50 от 2 февраля 2005 года — он утверждал, что она не имеет права отказаться от их требований.
Мадина ХАКУАШЕВА: Отзыв на энциклопедическое издание «Адыгская (черкесская) философия и культура»
Энциклопедический сборник, вышедший в Майкопе (2022) под редакцией доктора философских наук Р.А. Ханаху, явился важным событием современной национальной культуры. Он выполнен в формате энциклопедического издания, весь свод ключевых философско-культурологических понятий, концептов, феноменов, персоналий структурируется по алфавитному принципу. Была проведена многолетняя научная работа по сбору, дифференциации и публикации материала, которая явилась результатом настоятельной потребности в обобщающем философско-культурологическом дискурсе, который бы отражал особенности менталитета, общих воззрений, различных культур-философские интенций черкесского народа. Ранее вышедший сборник «Мир культуры адыгов» (Майкоп, 2002), составителем и научным редактором которого явился Р.А. Ханаху, имел широкий общественный резонанс ввиду актуальности поднимаемых социо-культурных проблем. Он послужил неким обобщающим аналитическим научным трудом в отношении целого ряда гуманитарных знаний: культурологии, истории, религиоведения, мифа, фольклора и пр. Нынешний труд «Адыгская (черкесская) философия и культура» оказался ожидаемым продолжением прежнего. Философия, то есть «любовь к мудрости», во все времена была мотивирована необходимостью общего, сводного знания, что непосредственно связано с необходимостью разработки метафизических основ отдельных этико-социальных, нравственных, эстетических и многих других феноменов. ЗА ФАСАДНЫМ ЛОСКОМ
За фасадным лоскомЮрий Камбулатович Альтудов относится к числу первых фигур новейшей истории КБР, берущей отсчет от 90-х. В ту пору он за считанные месяцы преодолел путь от руководителя среднего звена в ПО «Элькор» до председателя Госкомимущества и вице-премьера - должности, значившей в ту пору больше, чем премьер, даже президент. Оставался на этом посту на всем протяжении эпохи первоначального накопления нашими капиталистами и сумел тихо его покинуть с репутацией без явного порицания: «богат, но хитер и умен - не придерешься». Внедрение интерактивных гаджетов на черкесском языке вызовет у детей интерес к изучению родного языка.В век глубокого кризиса родных языков перед нами встает вопрос о реальном их спасении, в первую очередь для наших детей. Наш многолетний опыт борьбы за сохранение родных языков КБР подсказывает, что мы должны применить более гибкую стратегию, которая включает, в частности, использование гаджетов для детей. Это касается наших самых маленьких соотечественников. Именно эта категория детей дошкольного возраста - самая потенциальная в плане овладения родным языком.
Использование гаджетов в неумеренной степени стало бичом для детей всех возрастов, включая ранний. Но эту стойкую зависимость можно направить в конструктивное русло: внедрить в обиход гаджеты для детей, способные обучить их основам родного языка. Такая идея посетила сотрудников организации под названием «Мегаинтеркорп». Ее представитель Битов Айдамир создал такой гаджет в форме интерактивных детских игрушек, безопасных для детского зрения. В этот набор входят планшеты со сказками, телефон, часы, включающие простые слова, с которых начинается изучение родного языка. Такой метод уже применяется в КЧР, Адыгеи. КБГУ: по следам заседания Верховного суда КБРПубличная критика в адрес и.о. ректора КБГУ Юрия Альтудова, после которой последовало моё увольнение из КБГУ, составляет лишь малую долю той, критики, которая могла бы прозвучать. Речь идёт о кадровом составе университета, состоянии учебного процесса, материально-технической базе и её соответствии целям и задачам, стоящим перед вузом, недвижимом имуществе КБГУ и о многом другом. Сегодня, к глубокому сожалению, можно констатировать, что университет отбрасывается в 30-е годы прошлого столетия. Взять, например, казалось бы, самое элементарное в организации деятельности университета – состояние документооборота и механизмов управления. Любой человек имеет право подать заявление на имя ректора и получить ответ в установленный срок. При нынешнем руководителе КБГУ создана система, когда заявления на имя ректора не принимаются общим отделом без визы руководителя института (факультета). Это грубейшее нарушение всех норм и, я уверен, ни в одном вузе страны такого положения дел нет. Что делать человеку в такой ситуации? Конечно, можно всё поставить на свои места, обратившись в прокуратуру, вопрос, несомненно, будет решён, но это займёт много времени, и никто этим заниматься не будет. Малозначащим этот вопрос не является. Таким способом ректор ограждает себя от неприятных для него вопросов, на которые надо отвечать письменно и эти ответы имеют юридическую силу. Для физиков КБГУ такое положение дел привело к тому, что в текущем учебном году студенты лишились возможности получать высококвалифицированное сопровождение учебного процесса по важнейшим курсам атомной и ядерной физики. Евгения МАМИШЕВА: Если супруга переведут отбывать наказание в удаленный регион, у меня не будет возможности приезжать на положенные свидания...
от Мамишевой Евгении Николаевны, г. Нальчик
Приговором Химкинского городского суда Московской области от 26.03.2021г., мой супруг Мамишев Замир Заурбекович осужден к лишению свободы сроком на 9 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ХЭКУМРЭ ДИАСПОРЭМРЭ Я ЗЭПЫЩIЭНЫГЪЭМ ТЕУХУАУЭ2024 гъэм щIышылэм и 7-м Къайсэр Хасэм иригьэкIуэкIа зимычэзу зэхуэсыр, КАФФЕД-ым къыхэкIыным ехьэлIар, зэфIэкIа нэужь, Iэмалыншэу мы джэпсалъэр утыку къитлъхьэн хуей мэхъур. Сыту жыпIэмэ, языныкъуэ вебсайтхэмрэ медиахэмрэ псалъэмакъ къыщаIэтыну хуожьэ илъэс бжыгъэкIэ елIалIэу яухуа Хэку зэпыщIэныгъэр Къайсэр Хасэм къызэпичын мурад зыхуигъэувыжа хуэдэу. Дэ дызыгъэгушхуэр, ди лъэпкъыщхьэр хъума хъуным папщIэ едгъэкIуэкI бэнэныгъэм гугъэ къыхэзылъхьэр ди Хэкужьыращ. Шэч лъэпкъ хэмылъыжу дэ къыдгуроIуэр Хэку зэпыщIэныгъэр Iуэхугъуэ нэхъыщхьэ дыдэхэм ящыщу зэрыщытыр. Ара пэтми, Хэкумрэ дэрэ дызэрызэпыщIа хъун хуейм и мардэм, и принципхэм, и тегъэщIапIэхэм ехьэлIауэ диIэ еплъыкIэр къыщхьэщокI «статус-кво» щытыкIэм итхэм я еплъыкIэм, Хэку зэпыщIэныгъэр Дунейпсо Адыгэ Хасэм нобэрей и унафэщIхэм я монополием щIэтын хуейуэ къызыщыхъухэм. Мыпхуэдэ ди IуэхуеплъыкIэм пхэнжу топсэлъыхьхэри, зэпымычу ар «Урысейм и бийуэ», «Хэку зэпыщIэныгъэр къызэпызыч» еплъыкIэу ягъэлъэгъуэну яужь итхэщ. АрщхьэкIэ дэ къытщыгьуазэхэм, нэхъ куууэ хэзыщIыкIхэм Iуэхур абы зэрытемытыр фI ыуэ ящI эр. |